Categories:

Грандиозный памятник великому сражению

15 октября 1967 года в Волгограде, бывшем Сталинграде, был торжественно открыт монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане, ставший одним из главных символов страны Советов.  

Родина-мать
Родина-мать

В этот теплый осенний день на Мамаев курган съехались тысячи людей. На торжественной церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, министр обороны СССР Андрей Гречко, Маршалы Советского Союза Андрей Ерёменко и Василий Чуйков.

Грандиозная скульптора (ее высота вместе мечом достигает 85 метров), созданная скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным, стала композиционным центром всего памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.  

Конкурс на создание памятника был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали не только известные архитекторы из разных стран, но и простые солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Проекты предлагались самые разные: так, архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. 

Евгений Вучетич в этом конкурсе участия не принимал. Говорят, что это ответственное задание ему поручил лично товарищ Сталин. 

Евгений Вучетич
Евгений Вучетич

По изначальному замыслу скульптора, композиция памятника должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако исходный вариант композиции показался Евгению Вучетичу слишком усложненным и «литературным». Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь Сталинградская битва была переломным моментом, а не концом войны. Что касается самого художественного образа Родины-матери, то он получил всесоюзную известность еще в 1941 году, когда художник Ираклий Тоидзе создал самый известный плакат Великой Отечественной войны.  

"Родина-мать зовет!" (1941). Ираклий Тоидзе
"Родина-мать зовет!" (1941). Ираклий Тоидзе

Работы по возведению монумента были начаты в мае 1959 года и заняли времени больше, чем длилась сама Великая Отечественная война – почти 8 лет!  

На момент открытия «Родина-мать» была самым высоким изваянием в мире и как таковое была занесена в книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, она стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако выбор этого материала впоследствии стал причиной ряда сложностей. Так, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.  

Внутри монумент полый, толщина его стенок варьируется от 25 до 30 см, но несмотря на это, весит он 7 тыс. 900 тонн (5 тыс. 500 тонн - вес бетона и 2 тыс. 400 тонн - металлических конструкций; без учета основания, на котором она стоит). Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница.  

Длина меча, который держит Родина-мать, - 33 метра, а и весит он 14 тонн. Первоначально меч был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но листы в ветреную погоду гремели, и их раскачка в перспективе могли стать причиной разрушению конструкции. Поэтому в 1972 году, через 5 лет после установки памятника, лезвие меча заменили — теперь оно было полностью изготовлено из фторированной стали.  

Сложнейшие расчёты устойчивости всей этой конструкции были выполнены инженером Николаем Никитиным – «отцом» знаменитой Останкинской телебашни. Причем работа над воплощением в жизнь двух этих грандиозных проектов велась одновременно, и сданы они были в один год.  

Николай Никитин. Останкинская телебашня.
Николай Никитин. Останкинская телебашня.

P.S.

Совершить путешествие в «машине времени» и увидеть, как создавалась «Родина-мать», можно и сейчас, пройдя вдоль высокого забора дома-мастерской Евгения Вучетича, расположенного в ЖСК «Соломенная сторожка» (ул. Тимирязевская, д. 33, к. 4). Угрожающе нависающий над дорожкой фрагмент огромной головы позволяет даже заглянуть внутрь монумента и оценить его конструктивные особенности. 


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened