Московское метро: ударная стройка первостепенной важности
14 октября 1934 года был пущен первый пробный поезд московского метро, и, начиная с этого времени, метрополитен стал одним из символов столицы.
Испытательный поезд состоял из 2-х вагонов: моторного - №1 (красного цвета) и прицепного - №1001 (песочного цвета). Этот состав после дополнительной проверки и отладки руководитель группы по сдаче в эксплуатацию инженер Михаил Полянский 15 октября 1934 года в 20.00 вывел в первый рейс по участку «Комсомольская» - «Сокольники».
Проектирование электровагонов для Московского метрополитена было поручено Центральному вагоностроительному бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов, а изготовлены они были в августе 1934 года на Мытищинском заводе, выпускавшем до этого трамваи и электрички. Но в метрополитене, конечно, было много отличий от наземного электротранспорта. Например, здесь впервые в практике отечественных железных дорог поезд стал получать питание от контактного рельса.
«С самого начала большое внимание уделялось не только техническим характеристикам, но и оформлению вагона, тому, насколько удобно будет пассажирам. Например, на тот момент в общественном транспорте были сиденья из моторных деревянных реек. Метрополитен - это первый вид транспорта, где появились мягкие сиденья и автоматические двери», -
рассказывает директор музея московского метрополитена Константин Черкасский.
Салон в вагонах освещали 30 ламп напряжением 120 вольт, каждый вагон секции имел четыре пары двухстворчатых дверей и по 44 сидячих места. Внутри они были отделаны желтым фактурным картоном. Максимальная скорость достигала 65 км/ч. В каждом вагоне секции имелась кабина управления: с правой стороны размещалось рабочее место машиниста (вожатого), а с левой стороны располагался начальник поезда. Кондуктор находился на рабочем месте машиниста хвостового вагона поезда. В настоящее время вагон №1 находится в депо «Измайлово», где работниками метрополитена создан музей метро.
По словам Константина Черкасского, эти вагоны оказались очень надежными и отработали на линии 40 лет. Конечно, за это время они модернизировались: например, получили электрический тормоз вместо пневматического.
Так Москва стала первым в СССР городом, где была открыта линия метро. Кстати, предложения построить в Москве метро появлялись еще в конце 19-го века, однако реальный проект был разработан в начале следующего столетия. Идею построить метрополитен в Москве выдвинул в 1901 году инженер Антонович, а в 1902-ом инженер Балинский представил проект внеуличной железной дороги, которая должна была соединить Замоскворечье и Тверскую заставу с Городской Думой. Этот проект не был осуществлен ввиду противодействия владельцев конок и электрических трамваев, а также недостатка денег и опыта.
Через 10 лет в Городской Думе обсуждался новый проект подземной железной дороги, которым предусматривалась прокладка трех подземных линий, но Первая мировая война не дала реализовать и этот план.
В советское время, в начале 1920-х годов, снова вернулись к идее строительства метро. С особой остротой транспортная проблема в столице встала к началу 1930-х. Население Москвы тогда быстро росло и увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом более чем в два раза. Несмотря на развитие трамвайной сети, рост автобусного парка и появление троллейбусов, общественный транспорт перестал справляться с повышенным пассажиропотоком.
15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) с докладом о строительстве метрополитена выступил первый секретарь Московского городского комитета Лазарь Каганович. Новый проект предполагал строительство линии, дублирующей самые загруженные в то время маршруты наземного транспорта: от Сокольников до Парка культуры с дополнительной веткой от Театральной площади до Смоленской. Этот план был одобрен, и в ноябре 1931 года началось строительство первого участка метро на Русаковской улице. Согласно постановлению Совета народных комиссаров от 25 мая 1932 года строительство метро было объявлено «первостепенной важности ударной стройкой» всесоюзного значения.
К октябрю 1934 года было завершено сооружение первой очереди от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Еще до начала регулярного движения поездов, 6 февраля 1935 года, первыми почетными пассажирами Московского метрополитена стали делегаты VII съезда Всесоюзного съезда Советов. А 15 мая 1935 года 13 станций первой очереди Московского метрополитена открыли свои двери для обычных пассажиров.