Categories:

Смерть товарища Жданова: вопросы без ответов

31 августа 1948 года в 15 часов 55 минут на валдайской даче Сталина, располагавшейся на берегу озера Ужин, скончался генерал-полковник, член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов. 

Спорный диагноз и «дело врачей»

Причины смерти 52-летнего Андрея Жданова, приехавшего на Валдай отдохнуть и подлечиться, до сих пор остаются загадочными. Заведующая кабинетом электрокардиографии Лечебно-санитарного управления Кремля Лидия Тимашук, срочно прилетевшая на Валдай, ещё в двадцатых числах августа 1948 года диагностировала у Жданова инфаркт миокарда, однако руководство Лечсанупра заставило запись об этом убрать и назначило Жданову лечение, противопоказанное при инфаркте, приведшее к смерти пациента.  

«Ведущие кремлёвские врачи явно не считали состояние пациента смертельным, методы лечения, опасные при инфаркте, не изменили — отсутствовал строгий постельный режим, остался и общий массаж, рекомендованные прогулки и приём дигиталиса, лекарственного растения для стимулирования сердечной деятельности. В защиту профессоров из Лечсанупра Кремля отметим, что не все современные медики, изучавшие последние кардиограммы Жданова, согласны с диагнозом Тимашук. Вопрос остаётся открытым. Видимо, навечно», 

- резюмирует Алексей Волынец в книге «Жданов» (серия «ЖЗЛ).

Так или иначе, но именно обстоятельства смерти товарища Жданова станут толчком к «раскручиванию» печально знаменитого «дела врачей» в конце лета 1952 года. Поводом тогда станет случайное обнаружение «письма врача Лидии Тимашук» о неправильном лечении Жданова, датированное 29 августа 1948 года.  

А в 1948-ом году в день смерти Жданова на Валдай срочно прилетели член политбюро, заместитель председателя Совета министров Николай Вознесенский и секретарь ЦК Алексей Кузнецов. Вместе с ним прибыл ближайший помощник Сталина, заведующий особым сектором ЦК Александр Поскрёбышев. Как указывает Алексей Волынец, через несколько часов после смерти провели вскрытие - прямо там же, на даче.

Торжественное прощание  

Как отмечают историки, Жданов в послевоенном СССР не только в кругах партийно-государственного аппарата, но и в массовом сознании воспринимался как второй человек после Сталина, поэтому не удивительно, что его похороны стали событием поистине государственного масштаба.  

1 сентября поезд с телом покойного и сопровождающими лицами уже прибыл на Белорусский вокзал столицы. На перроне его встречал почётный караул, а на привокзальной площади – десятки тысяч москвичей. Гроб с телом Андрея Жданова установили в Колонном зале Дома союзов. Над ним развернули приспущенное, обрамлённое чёрной каймой, алое бархатное знамя. Мраморные колонны зала были затянуты кумачовыми полотнищами с гербами всех союзных республик и Советского Союза.

«В зале - сотни венков. У гроба - самый большой с надписью на кумачовой ленте: «Дорогому товарищу и другу Андрею Александровичу Жданову от Центрального Комитета ВКП(б) и Совета министров СССР». Будет заметен и венок с такой надписью: «Боевому руководителю и другу искусств Андрею Александровичу Жданову от Большого театра СССР».
В почётном карауле у гроба Жданова стояли члены и кандидаты в члены политбюро, министры, маршалы, генералы, представители науки и искусства, делегаты от предприятий Москвы и области.
В 23 часа 10 минут (ред. – 1 сентября) в почётный караул у гроба Жданова встал Иосиф Сталин. За неполные сутки в Колонный зал Дома союзов пришли проститься со Ждановым почти 200 тысяч человек.  
В 16 часов 2 сентября двери Колонного зала закрылись. С покойным прощались члены семьи. В 17 часов 20 минут в последний почётный караул у гроба встал Сталин. Затем он и другие члены политбюро под реквием Чайковского вынесли гроб к орудийному лафету. Траурная колонна медленно двинулась на Красную площадь. Над Кремлём на куполе Верховного Совета был приспущен красный флаг. Сталин шёл рядом с гробом друга. Впереди на алых подушечках несли депутатские значки, ордена и медали покойного.  
В 18 часов открылся траурный митинг. В 18 часов 40 минут Сталин и члены Политбюро подняли гроб и понесли к могиле, вырытой у Кремлёвской стены. Под залпы орудийного салюта гроб опустили в землю, Сталин кинул первую горсть… По Красной площади торжественным маршем двинулись войска — последняя дань памяти Андрею Жданову в тот день», 

- так воспроизводится хронология тех дней в книге «Жданов» Алексея Волынца.  

Ещё одной «загадкой» обернулись съемки кинохроники похорон. Пленка оказалась с дефектом и фильм пришлось буквально склеивать из архивных материалов прошлых похоронных церемоний. В итоге, на одном из кадров хроники Жданов несет собственный гроб.  

Сергей ИШКОВ

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened