Великое переселение
Ранним утром 28 июня 1933 года была начата операция по массовой высылке цыган из Москвы.
«Операция выселения т. н. «иностранных» цыган из окрестностей Москвы, начатая 28 июня, закончена 9 июля. Всего за этот период изъято и выселено 1 тыс. 8 семей, 5 тыс. 470 человек, в том числе 1 тыс. 440 мужчин, 1 тыс. 506 женщин и 2 тыс. 524 детей. Весь указанный контингент направлен в гор. Томск и трудпоселки ОГПУ Западно-Сибирского края, где будет расселен в отдельных поселках по национальному признаку. Всего сформировано и отправлено пять эшелонов, вместе с выселенными цыганами отправлены принадлежащие им 338 голов лошадей, 2 коровы и большое количество повозок и домашний скарб. Всем выселяемым проведена санобработка со стрижкой и прививкой оспы, последнее явилось особенно необходимым ввиду обнаружения среди цыган нескольких случаев заболевания натуральной оспой. ГУЛАГ ОГПУ выделено необходимое количество продовольствия и фуража для снабжения эшелонов на весь путь следования, по установленным нормам. Во всех эшелонах имеются походные кухни и необходимый хозобиход для организации снабжения эшелонов в пути горячей пищей и кипятком. ГУЛАГ ОГПУ также организовано медсанобслуживание выселенных в пути, во всех эшелонах имеются вагоны-изоляторы с постельными принадлежностями в сопровождении медперсонала с необходимым количеством медикаментов.
Погрузка и отправление эшелонов прошли спокойно», - сообщается в донесении помощника начальника ГУЛАГа Израиля Плинера, направленном 10 июля 1933 года заместителю председателя ОГПУ Генриху Ягоде.
А вот как позже описывал случившееся один из потерпевших, Владимир Глодо:
«Табор был окружён милиционерами в белых гимнастёрках. Нагрянули незваные гости на рассвете, примерно в 4-5 утра, выгнали сонных людей из палаток и толпой повели к железной дороге. Палатки цыганам пришлось бросить, лошадей и почти всё имущество тоже. Успел что-то сунуть в котомку - уже хорошо. Эти поспешные сборы ещё отзовутся во время попыток побегов, когда смельчакам будет нечего обменивать на еду. Пока же ошеломлённые семьи погрузили в четырёхосные пульмановские вагоны, заранее загнанные в тупик. Вагоны были уже с нарами, но чистые. Здесь милиция передала цыган военным конвоирам. Вскоре огромный эшелон был заполнен таборами, арестованными на разных концах Москвы».
Эта спецоперация проводилась в рамках кампании по «очистке» крупных городов от «нежелательных элементов», начавшаяся сразу после введения в СССР паспортной системы. В декабре 1932 года было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта.
Как пишет этнограф Николай Бессонов в статье «Цыгане в России: принудительное оседание» (из сборника «Россия и ее регионы в XX веке» - Москва, ОГИ, 2005 г.), кампания по паспортизации нанесла по цыганской общине особенно тяжелый удар:
«27 декабря 1932 года, когда ввели внутригосударственный паспорт, началась крупнейшая спецоперация внутренних органов. Горожане получали прописку, позволяющую получать продуктовые карточки. Города при этом были разделены на категории «открытых» и «закрытых». Ко второй категории принадлежали, в частности: Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Минск и Харьков, которые было решено очистить от всех неблагонадёжных, в число которых входили и цыгане».
По мнению Николая Бессонова, кроме паспортизации, причиной высылки могли стать «стремление цыган к торговым заработкам, попытки свести государственный контроль к минимуму, психологическая несовместимость с коммунистической идеологией».
Историк Виктор Земсков в книге «Сталин и народ. Почему не было восстания» сообщает, что в сибирских трудпосёлках высланные цыгане надолго не задержались:
«Уже осенью 1933 года этот контингент трудопоселенцев фактически перестал существовать, так как почти все цыгане бежали. В документах нами не обнаружено никаких указаний о предпринятых мерах по возвращению их назад в места ссылки».
Любопытно, что через 4 года тот же самый Израиль Плинер руководил депортацией корейцев на Дальнем Востоке. Корейцев выселяли на основании постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым. Тогда 172 тысячи этнических корейцев были переселены из приграничных районов Дальнего Востока в пустынные и необжитые районы Казахстана и Средней Азии (в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша, в Узбекскую ССР). Депортация корейцев проводилась «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край».
Сергей ИШКОВ