ad_informandum

Category:

Вокруг света на велосипеде

1 июля 1924 года на Московском ипподроме (по другой информации, стартовала экспедиция на небольшом стадионе в Сокольниках) был дан старт кругосветному путешествию, в которое на велосипедах отправились студенты Института физической культуры Александр Князев, Илья Фрейдберг и их товарищ из Ленинграда Георгий Плещ.  

Кругосветка на велосипедах (1924 г.)
Кругосветка на велосипедах (1924 г.)

В Москву они вернулись только 6 марта 1927 года, преодолев путь в 45 тыс. километров, из которых 25 тыс. проехали на велосипедах. Маршрут пролегал от Москвы до Владивостока, далее были Шанхай, Токио, Гавайские острова, Мексика, Колумбия, Венесуэла, Панама, Куба, Германия, Польша...

В 1929 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Александра Князева и Ильи Фрейдберга «Вокруг света на велосипеде», в предисловии к которой сами участники этого невероятного путешествия описывают обстоятельства. Выехать они собрались еще в начале мая, чтобы к осени уже быть во Владивостоке. Оттуда до Шанхая несколько дней пути, а дальше можно ехать в Японию, оттуда в Мексику, Южную Америку, к лету можно попасть в Соединенные штаты и оттуда направиться в Западную Европу. Однако отсутствие средств и организационные сложности сдвинули старт на июль.  

«Что за нелепая выдумка — «вокруг света на велосипеде»? Да разве хватит у вас сил на такое путешествие? Разве выдержат велосипеды такую нагрузку? Разве вам удастся раздобыть средства? — скептически встретил представитель Высшего совета физкультуры пришедших к нему студентов. — Нет, это несерьезная затея. Советую вам раз и навсегда выбросить ее из головы!».  

Не менее иронически отнеслись к этому путешествию и другие студенты Института физкультуры, - сообщается в книге Александра Князева и Ильи Фрейдберга. - Первой организацией, откликнувшейся на затею о кругосветном путешествии, был Московский автомобильный клуб.

«Подайте заявление директору завода №1 им. Авиахима о предоставлении вам машин для пробега, постарайтесь убедить его тем, что вы создадите заводу всемирную рекламу, — посоветовал один из членов правления клуба, тронутый настойчивостью и молодым задором обратившихся к нему за помощью студентов. — А мы, может быть, потом окажем вам и некоторую материальную помощь.

На другой же день директор завода №1 им. Авиахима получил заявление с просьбой дать машины для кругосветного пробега». Одновременно велись переговоры с Резинотрестом о рекламировании его продукции во время путешествия и о предоставлении шин для велосипедов. Высший совет физической культуры тоже, видя настойчивость и упорство организаторов путешествия, начинает оказывать им поддержку. Один из рабочих на заводе №1 им. Авиахима посоветовал путешественникам связаться с «Рабочей газетой» с тем, чтобы посылать в нее корреспонденции с дороги. «Рабочая газета», заинтересовавшись путешествием, выдает ребятам аванс в 90 рублей.  

«Торопимся до холодов проехать Сибирь. Приблизительно через каждые 100 километров отмечаемся в советах физкультуры, а где их нет — в сельсоветах. В городах делаем доклады о своей поездке, о постановке физкультурной работы в нашем Союзе. Доклады обычно устраиваются платные, на собранные от этих докладов деньги продолжаем свой путь»,

 - рассказывают в своих путевых заметках «кругосветчики».  

Первый снег застал их под Читой 6 октября. Во второй декаде декабря они были во Владивостоке, где их уже «поджидали» визы:  

«Морозы крепчают. В своих резиновых плащах, с кепками, натянутыми на уши мы производим на местных жителей весьма странное впечатление. Здесь большинство одето в меховые шубы и длинные ушастые шапки; на ногах носят высокие меховые сапоги — унты».  

1 января 1925 года отважные путешественники погрузились на борт судна, которое шло в Шанхай. Из-за проблем с выдачей американских виз «Шанхайское сидение» затянулось на долгие 5 месяцев. Деньги были на исходе, и ребята, чтобы хоть как-то свести концы с концами, вынуждены были подрабатывать грузчиками. Кроме того, на Георгия Плеща, когда он шел через парк, напала группа людей, и он получил серьезные ножевые ранения, вследствие чего не смог продолжить путешествие.  

Маршрут "кругосветки"
Маршрут "кругосветки"

10 августа Александр Князев и Илья Фрейдберг уже были в Токио. Из Японии они на пароходе отправились в Мексику, куда прибыли 17 октября.  

«Уже около трех недель едем мы по Мексике. Приспособились к жаре и новым условиям езды. Выезжаем обычно, как только начинает светать. В самую жару делаем привал. Стараемся выбрать для отдыха тенистое место», - 

сообщается в путевых заметках.  

Из Латинской Америки они опять вернулись в Европу. В Германии на советских велосипедистов огромное впечатление произвело качество дорожного покрытия:  

«Незабываемое впечатление произвела на нас дорога между Гамбургом и Берлином. На протяжении 300 километров мы ехали по дороге, почти сплошь залитой асфальтом. По краям этой дороги рассажены каштаны и тополя. Вспоминаем японские дороги. Но эти еще благоустроеннее. По сторонам дороги стрелки. Направление на Берлин берем безошибочно, без всяких расспросов. Поражает населенность Германии. Одно селение сменяется другим, словно идут они одной сплошной лентой. Поля кажутся вылизанными и подстриженными под гребенку».  

Потом через Польшу они вернулись в СССР. Как рассказывают Александр Князев и Илья Фрейдберг, Москва приготовила им грандиозную встречу:  

«4 марта (С.И. – 1927 года) в Подольске мы получили телеграмму, чтобы приезжали в Москву 6-го — в воскресенье. Со дня переезда границы мы ходили как в тумане, как-то не верилось, что путешествие наше наконец закончено, что цель наша достигнута, и на наших контрольных книгах снова сделает отметку Москва.
Наконец наступило 6 марта. Солнышко припекало по-весеннему. По слякоти, по снегу мы пробирались к Москве. Машины наши похрустывали по скверным дорогам. Больше всего боялись, как бы напоследок не сломалась машина, как бы нам не оскандалиться перед встречающими. В деревушке Верхние Котлы нас встретили представители Московского автомобильного клуба, ВСФК, комсомола, профсоюзов, Института физической культуры, отдельная рота Совнаркома и, наконец, оркестр, ехавший на автомобилях. (…) Длинной вереницей тронулись к Москве. Впереди оркестр. Публика удивленно смотрит, пораженная невиданным зрелищем. Несколько раз останавливались, объясняя окружающей публике, что едут велосипедисты, вернувшиеся из заграничного путешествия. Раздавались оглушительные аплодисменты. Приветствиям не было конца. Остановились на площади Свердлова у Московского автомобильного клуба. Снова начались приветственные речи. Мы выступили с ответом. Такая торжественная встреча нас ошеломила».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded