ad_informandum

Categories:

Дом для ликвидированного Общества

25 июня 1935 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о ликвидации всесоюзного «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев».  

Москва. Государственный театр киноактера
Москва. Государственный театр киноактера

На момент ликвидации в Обществе состояло 2 тыс. 890 членов, многие из которых в ближайшие несколько лет тоже были «ликвидированы», уже как «враги народа»…  

В Москве из-за принятия этого постановления было остановлено строительство второй очереди здания Центрального Дома каторги и ссылки на улице Воровского (сейчас - Поварской, д. 33, стр. 1) – «конструктивистского шедевра» архитекторов братьев Весниных, что, по мнению экспертов, нарушило целостность проекта.  

Дворец каторги и ссылки. Проект Весниных
Дворец каторги и ссылки. Проект Весниных

Но обо всём по порядку… «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» было создано по инициативе Феликса Дзержинского, Яна Рудзутака, Емельяна Ярославского и др. Его открытие состоялось в Москве в Доме Союзов 21 марта 1921 года.  

Членом этой общественной организации мог стать любой революционер, побывавший в застенках «проклятого царского режима». Уникальность Общества состояла в том, что оно объединяло ветеранов революционного движения самого различного толка: социалистов-революционеров, народников, анархистов, социал-демократов большевистского и меньшевистского крыла и других представителей социалистического направления.

В 1924 году при Обществе была создана музейная комиссия, которая начала работать над будущим музеем, посвящённым революционной эпохе и репрессивной политике царской системы. Для расширения исследовательской и просветительской работы Обществу потребовалось здание, которое вместило бы музей, архив и клуб.  

Проектирование будущего «Дома каторги» в 1926 году заказали у Леонида, Виктора и Александра Весниных. Проект был готов к 1927 году. В это же время, по мнению историков, отмечаются первые «симптомы» подспудно назревающего противоречия слишком плюралистического Общества со всё более «закручивающим гаки» сталинским режимом.  

В начале октября 1927 г. в результате начавшейся борьбы с троцкистской оппозицией ряд руководящих деятелей Общества, обвиненных в использовании своего положения в интересах внутрипартийной борьбы, был лишен ответственных постов. По решению президиума Центрального совета Общества политкаторжан потеряли свои должности председатель правления издательства, редактор журнала «Каторга и ссылка» Владимир Виленский-Сибиряков (умер от истощения в местах лишения свободы ГУЛАГа 2 июля 1942 года) и генеральный секретарь Общества Карл Грюнштейн (расстрелян после второго ареста в 1936 году).  

Строительство грандиозного здания Центрального Дома каторги и ссылки началось в 1931 году, в 1934 году была завершена его «клубная часть». На втором этапе должна была быть возведена «музейная часть» грандиозного комплекса, в которой предполагалось разместить «Музей каторги и ссылки» с экспозицией казематов Петропавловской крепости, Шлиссельбурга и других тюрем, но из-за ликвидации Общества политкаторжан в июне 1935 года эта часть проекта так и не была реализована.  

Так получилось, что пока Дом каторги и ссылки возводился, он «устарел» и идеологически (в условиях укрепляющегося сталинского «абсолютизма» плюрализм мнений бывалых революционеров был уже не ко двору), и эстетически (в 30-ые годы на смену модному до этого конструктивизму приходят неоклассицизм и «сталинский ампир»).  

Сразу после сдачи Клуба политкаторжан в журнале «Строительство Москвы» появилась критическая статья, автор которой упрекал архитекторов Весниных в «омертвелости голых плоскостей» и «отсутствии выразительной монументальной формы»:  

«Казалось бы, архитекторы, проектировавшие это здание, должны были придать ему особо выразительные и монументальные архитектурные формы. К сожалению, этого нет. Кубизм и конструктивизм более чем выпукло выявлены в формах этого дома. Преднамеренная упрощенность во всем, фетишизация абсолютно прямых горизонталей и вертикалей, омертвелость голых плоскостей, что при малой высоте здания ослабляет монументальность общей композиции. Главное - это отсутствие собственного лица у Дома каторги и ссылки».  

Стенгазета политкаторжан «Три централа» посвятила новому зданию строки: 

«Поди ж ты — строили дворец, а вышел колумбарий свайный».  

Архитекторы Веснины предполагали оформить фасадную стену нависающего над входом объёма малого зала цветной штукатуркой, на которой будут прорезаны графические контуры.

Фасад Дома каторги и ссылки (1935 год)
Фасад Дома каторги и ссылки (1935 год)

Существовали также проекты оформления стены барельефом, различные эскизные варианты которого были разработаны скульпторами Н. А. Конгиссером, И. М. Бирюковым и другими. Но ни те, ни другие планы декорирования стены осуществлены не были.

Эскиз барельефа над входом Дома каторги и ссылки
Эскиз барельефа над входом Дома каторги и ссылки

В 1936 году в освободившемся здании разместился кинотеатр «Первый». В 1946-м здание передали Государственному Театру киноактера, просуществовавшему здесь до 1957 года. После закрытия театра в здании разместился «Дом кино», а в 1969 году здесь опять открылся Театр киноактера.  

По странной иронии истории, именно в этом здании, создававшемся как памятник борцам за свободу, 31 октября 1958 года состоялось общее собрание писательской организации Москвы, на котором за «инакомыслие» был исключен из Союза писателей Борис Пастернак.  

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened