ad_informandum

Categories:

Съезд, на котором безбожники стали «воинствующими»

С 10-15 июня 1929 года в здании московского Экспериментального театра (сейчас это здание Московского театра оперетты на углу улиц Кузнецкий мост и Большой Дмитровки) проходил II-ой Всероссийский съезд Союза безбожников, в ходе которого эта общественная организация была переименована в «Союз воинствующих безбожников».  

Удостоверение члена Союза воинствующих безбожников
Удостоверение члена Союза воинствующих безбожников

Кроме того, на этом же съезде была учреждена организация «Юных воинствующих безбожников» (ЮВБ СССР); был избран Центральный совет воинствующих безбожников во главе со старым большевиком Емельяном Ярославским. 

Емельян Ярославский
Емельян Ярославский

В работе съезда приняли участие 1 тыс. 200 делегатов, представлявших около полумиллиона идейных борцов с «религиозным дурманом» (среди них было 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. Стены здания украшали лозунги: «Через безбожие - к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм».  

Юные безбожники
Юные безбожники

Перед делегатами съезда с речами выступили Анатолий Луначарский, Николай Бухарин, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский.  

Нарком просвещения Анатолий Луначарский выступил на съезде даже дважды: на открытии, 10 июня, - с приветственной речью и 12 июня - с докладом.  

«Товарищи! Религия является одним из самых сильных и стойких врагов социализма, как определенного мировоззрения, как определенного стойкого мировоззрения пролетариата в деле переустройства мира. Это — враг стойкий, потому что мы знаем, как марксисты, те подлинные социальные корни, которые религию питают. Корни эти длинные, и они очень глубоко уходят в экономику и быт. (…) Просвещение у нас не может не быть коммунистическим. Стало быть, просвещение не может не быть антирелигиозным. Скажу попутно о том, что если Наркомпрос в течение некоторого времени держался так называемого лозунга безрелигиозной школы, то для этого были свои глубокие причины. Это было в свое время одобрено товарищем Лениным. Конечно, это была мера временная, вытекающая из известной слабости, когда большинство учителей были религиозны и когда наша власть еще не пустила глубокие корни. Но мы стали сильнее, (…) и вот поэтому сейчас больше чем пора (может быть, Наркомпрос виноват, что он упустил срок), сейчас нужно перейти в самое мощное антирелигиозное наступление»,  

- призвал Анатолий Луначарский.  

Во время выступления Горького произошел курьезный инцидент: кто-то из зала прислал ему записку, в которой было сказано: «Горе тому, кто пререкается с создателем». Прочитав ее, Горький прямо с трибуны заявил, пристально глядя в зал:  

«Это написал кто-то из вашей среды. Это, конечно, анекдотическая штука, что из среды безбожников идёт такая записка. (Голос из зала: «Провокация попов»). Может быть, это провокация попов, но она идёт через какого-то человека, сидящего здесь, среди вас. Я не хочу сказать этим, что здесь много людей, которые бы подписались под таким текстом, но один есть. И вот этот один человек говорит, что пререкаться с создателем — горе. Это один из старых текстов, это от пророка Исайи. Этими словами церковь грозила нам десятка два веков. Но мы спорим против церкви, и спорим фактами. Весь тот быт, который мы создаём сейчас, насквозь антирелигиозный. (…) Ясно — религии нет места в том огромнейшем процессе культурного творчества, который с невероятной быстротой развивается в нашей стране».  

Владимир Маяковский, известный своим революционным темпераментом, посетовал на слишком «вегетарианский» характер форм борьбы с «опиумом для народа»:  

«Товарищи, Федерация советских писателей поручила мне приветствовать Второй съезд безбожников. Товарищи, я с некоторой неловкостью принял это предложение и охотно бы от него отказался, так как считаю его немножко вегетарианским. Если бы они мне дали две-три антирелигиозных пьесы или если бы они дали мне десять - пятнадцать антирелигиозных романов, то я пришел бы сюда, выложил бы на стол и сказал: вот вам наши приветствия. К сожалению, товарищи, наша антирелигиозная литература еще слаба. (…) Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. (…) Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания (С.И. – орфография сохранена в соответствии со стенограммой) и съезды кончались призывом «с богом»,- сегодня съезд кончится словами «на бога». Вот лозунг сегодняшнего писателя!».  

Справка:  

«Союз безбожников» создавался вокруг редакции газеты «Безбожник», которая начала издаваться в Москве с 1922 года. Ее неизменным главредом в течение почти 20 лет был Емельян Ярославский. 

27 августа 1924 года в Москве созвали первое учредительное собрание Общества друзей газеты «Безбожник». Общество всемерно укреплялось и поддерживалось «сверху». В ноябре 1924 г. Емельян Ярославский обратился в ЦК партии с запиской, в которой предлагался проект постановления об организации уже полноценного антирелигиозного общества. В ЦК идея нашла полную поддержку, и в апреле следующего 1925 г. в Москве прошел 1-ый съезд Общества друзей газеты «Безбожник», положивший начало Союзу безбожников СССР. 

После начала Великой Отечественной войны «Союз воинствующих безбожников», не будучи официально распущен, свою деятельность фактически свернул. В июле 1941 года вышел последний номер «Безбожника». В 1947 году Союз был официально распущен, а его деятельность была передана Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»).  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded