ad_informandum

Categories:

Первый памятник «поэту №1»

6 июня (18 нов. ст.) 1880 года в Москве был открыт первый в России памятник «первому поэту» -Александру Сергеевичу Пушкину, хотя идея о его создании вынашивалась с момента трагической гибели поэта – в течение 43 лет.  

Возвращение на родину

В Москве Пушкин родился, в Москве венчался, поэтому и местом установки первого памятника тоже стала Москва. По воспоминаниям современников, 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину. Как еще накануне торжественного события сообщал в письме Федор Достоевский, окна домов, окружающих площадь, сдавались внаем по 50 рублей, кругом устраивались деревянные эстрады для публики тоже за непомерную цену.

«Упала скрывавшая памятник поэта холстина,— писал Глеб Успенский,— и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина».

День закончился концертом: оркестр под управлением Николая Рубинштейна исполнил увертюры из опер «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и «Русалка» Александра Даргомыжского.

Открытие памятника
Открытие памятника
«Вышло неожиданно хорошо,— вспоминал Иван Аксаков, — переросло всякие чаяния и стало истинным событием в историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений».  

Пушкинские празднества длились 4 дня. 6 июня, после торжественной церемонии открытия памятника, в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Николай Тихонравов и Василий Ключевский. В течение трёх последующих дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Аксаков и другие деятели культуры.

Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

«Мы будем надеяться,— писал Иван Тургенев, — что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа... станет понятно, что значит это имя: Пушкин».  

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.  

Установили с третьей попытки

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Опекушину, бывшему крепостному крестьянину села Свечино Ярославской губернии. «Вольную» он получил лишь в 1859 году, перед поступлением в Императорскую академию художеств. Кроме проекта Опекушина в конкурсе участвовали работы таких маститых мастеров как Михаила Антокольского, Пармена Забелло, Ивана Шредера.  

Одна из газет по этому поводу писала: 

«Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин?».

Таким образом, можно сказать, что памятник народному поэту создавался скульптором из народа и на народные деньги (средства на него собирались по подписке, так как правительство профинансировать проект отказалось) Последующие 5 лет ушли на изготовление модели скульптуры (Опекушин создал их около 30-ти прежде чем пришел к окончательному варианту), отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж.  

Изначально памятник предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия царскосельского лицея), но из-за некоторых повреждений постамента, нанесенных ему при монтаже, установку пришлось отложить. К весне 1880 года все восстановительные работы были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая (ст. ст.) 1880 года (день рождения поэта), однако и эта дата была отсрочена из-за траура по скончавшейся 22 мая супруге Александра II-го Марии Александровне. В результате, памятник удалось открыть лишь с третьей попытки – 6 июня 1880 года.  

Пришедшие на открытие памятника современники заметили, что высеченные на пьедестале  строки из пушкинского стихотворения «Памятник» претерпели некие странные изменения.

Дело в том, что по требованию цензуры в 1841 году при первой публикации стихотворения Василий Жуковский заменил строки «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на нейтральные - «Что прелестью живой стихов я был полезен», в связи с этим для сохранения рифмы нужно было изменить и еще одну строку. Поэтому на постаменте вместо:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

можно было прочесть:

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал».  

Когда в 1936 году СССР и Москва готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить исправленный текст стихотворения на оригинальный. Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной. На тыльной стороне монумента надпись не меняли, поэтому и сегодня можно прочесть слова: «Сооруженъ въ 1880 году».  

Переставили и развернули

Изначально памятник Пушкину стоял на площади, «лицом» к Страстному монастырю. Однако в августе 1950 года, когда монастыря уже в помине не было, его решили переставить: в ночь с 13 на 14 августа «Пушкин» был перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (в то время улицы Горького), на место бывшей монастырской колокольни, и развернут лицом к улице Горького.  

Перемещение одиннадцатиметрового памятника осуществлялось с использованием последних достижений техники: соорудили 2 пути, представлявшие собой шпальные клети, положенные друг на друга в 3 ряда. На каждом пути укрепили по 2 рельса для специальных ходовых тележек в 10 колесных пар. Гранитное подножие монумента разобрали, статую поэта вместе с пьедесталом (весом около 70 тонн), обшитым досками, мощными гидравлическими домкратами приподняли, под них подвели четыре двутавровые балки, и монумент опустили на тележки. Перемещение осуществлялось со скоростью 1 метр в минуту, а вся операция была разбита на 2 этапа. Первый завершился в 8 часов вечера 13 августа, второй затянулся до 2 часов ночи следующего дня. Причиной задержки явились всевозможные провода, натянутые над улицей и площадью. Как только памятник приближался к какой-либо группе проводов, их тут же демонтировали, а после проезда монумента соединяли. Прежней высоты статуи в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, который должен был поднять уровень основания монумента памятника.

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened