Category:

День рождения Канала

15 июля исполнилось 84 года со дня открытия одного из самых грандиозных гидротехнических сооружений в мировой истории – «Канала им. Москвы».  

Современный вид Канала им. Москвы
Современный вид Канала им. Москвы

Как Москва стала «столицей 5 морей»

15 июля 1937 года Канал имени Москвы был официально открыт для движения пассажирских и грузовых судов, соединив реки Москву и Волгу. Именно это грандиозное гидротехническое сооружение сделало город, находящийся в глубине континента, столицей 5-ти морей. После строительства Канала имени Москвы столица получила водное сообщение с пятью морями - Чёрным, Белым, Балтийским, Азовским и Каспийским.  

Постановление о строительстве канала было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Одним из решающих аргументов в пользу его сооружения стала необходимость изыскания резервов обеспечения столицы водой.  

Первоначально возведение канала Москва-Волга поручили Наркомводу СССР, где 1 сентября 1931 года стало функционировать соответствующее Управление, однако работы велись крайне медленно, и 1 июня 1932 года строительство гиганта второй пятилетки передали ОГПУ СССР.  

Масштаб проведенных в рекордно короткие сроки работ (с 1932 по 1937 годы) просто поразителен: русло копали 200 экскаваторов; было вырыто 200 млн. кубометров земли и залито 7 млн. тонн бетона. Построено 240 гидростроительных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, 3 порта и множество пристаней.  

Сталин на Канале
Сталин на Канале

Длина Канала имени Москвы — 128 км, ширина — от 85 до 120 метров, минимальная гарантированная глубина - 4 метра, максимальная глубина — 17,5 метров. Он берет свое начало от Иваньковского водохранилища (река Волга) около Дубны в Московской области и соединяется с рекой Москвой в районе Тушино на северо-западе Москвы. На трассе канала расположено 8 шлюзов. Из них шесть в Московской области (№1-№6) и два шлюза (№7-№8) на территории Москвы. Кроме того, к зоне канала относятся два шлюза, расположенные на реке Москве в столице: это шлюз №9 в Карамышево и шлюз №10 в Перерве. Среднее время пути круизного теплохода по каналу, от причалов Северного речного вокзала Москвы и до шлюза №1 в Дубне, составляет от 12 часов.  

До 1947 года сооружение называлось «Канал Москва — Волга», после 1947 года — «Канал имени Москвы» (в честь 800-летия Москвы).

Чудо «на костях»

Идея создания канала зародилась еще при Петре I. Тогда собирались вместо волока построить «водяной ход» от Волги до Рогачева, однако проведенные исследования показали, что «Клязьма и Истра-река на всякий год местами песком и глиной заносятся и отмель делается, а каналы от берегов весной и осенью тоже могли б песком и глиной заплывать и тем наполняться». С 1825 по 1844 год производились строительные работы на истринском направлении. Между реками Истрой и Сестрой был проложен канал длиной в восемь верст, устроены шлюзы, водохранилища. Но строительство Николаевской железной дороги отодвинуло сооружение канала на неопределенное время. В итоге реализована эта смелая идея была в рекордно короткие сроки руками узников специально для этого созданного «Дмитровлага» (учрежден приказом № 889 от 14.09.32 года).

Памятник строителям Канала "Москва-Волга"
Памятник строителям Канала "Москва-Волга"

Рабочих готовили на месте, на курсах, организованных в Дмитрове недалеко от стройки. Там оперативно готовили людей 43 специальностей. Почти 290 000 человек закончили эти курсы до 1936 года. Из-за недостатка кадров заключенных ГУЛАГа, имевших специальность, ставили на ответственные работы.  

После окончания строительства было решено освободить 55 тыс. человек за ударную работу, но тех, кто сидел по политической 58-ой статье, это не коснулось - они поехали дальше, на другие каналы.

Узники ГУЛАГа были основной рабочей силой на строительстве. Вот строчки из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына: 

«Говорят, за зиму с 1931 на 1932 г. вымерло около 100 тысяч человек. Это на Беломорстрое, а канал Москва-Волга строился в два раза дольше по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, и можно себе представить, сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала».  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded