Станция «Арбатская», глубокого заложения…
5 апреля 1953 года был открыта станция метро «Арбатская». С ее открытием началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская».
С этого момента синяя ветка фактически заменила Филевскую, которая в том же году закрылась на реконструкцию, продолжавшуюся до 1958 года. Как сообщают историки, решение о строительстве нового участка глубокого заложения было принято после того, как в 1941 году в тоннель Филевской линии, пробив потолочное перекрытие, попала немецкая бомба.
Архитекторами второй станции «Арбатская» (на Филевской линии была платформа с таким же названием) стали Валентин Пелевин (автор наземного вестибюля станции «Бауманская») и Леонид Поляков (один из авторов гостиницы «Ленинградская»). Ее великолепный наземный павильон находился в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними был фонтан. Однако в конце 1970 х годов началось строительство здания Генерального штаба Министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.
«Метростроевцы столицы одержали новую славную трудовую победу. Сегодня вступает в строй действующая новая подземная магистраль Московского метрополитена — Арбатский радиус. От станции «Площадь Революции» поезд, набирая скорость, делает небольшой поворот вправо и через две-три минуты останавливается у платформы станции «Арбатская». Залитая огнями более двухсот люстр и светильников, «Арбатская» поражает своей величиной. Это самая большая станция столичного метрополитена (ред. – длина ее платформы 220 метров).
Высокие своды этого подземного дворца опираются на 50 пилонов — массивных колонн, соединенных между собой красивыми арками. В центре вестибюля установлен портрет бессмертного вождя и учителя, гения всего передового человечества Иосифа Виссарионовича Сталина. Портрет выполнен из мраморной мозаики по эскизу лауреата Сталинской премии художника Григория Опрышко. Размер портрета - 20 квадратных метров. Он собран мастерами-мозаичистами Метрополитена из тысяч пластинок мрамора различных цветов и оттенков. На портрете великий вождь изображен во весь рост. В левой руке он держит открытый блокнот. Взор товарища Сталина устремлен вперед», - сообщала газета «Московский комсомолец» в номере от 5 апреля 1953 года.
Кроме того, 25 мозаичных панно должны были украсить своды центрального зала (под них даже были сделаны лепные рамы, сохранившиеся до наших дней). Эскиз для них выполнил в 1952 году художник Павел Корин, только что закончивший аналогичную работу на станции «Комсомольской». По замыслу художника, темой потолочных панно должны были стать ключевые персонажи победоносного «Становления Руси»: от Александра Невского до маршалов Великой Отечественной. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д. К сожалению, этот замысел так и не был реализован.
Станция открылась через месяц после смерти Сталина, когда страна стояла на пороге глобальных перемен и переоценки ценностей. Огромная мозаика Григория Опрышко, изображавшая в полный рост «гения всего передового человечества», оказалась невольной жертвой этих исторических процессов: после разоблачений «культа личности» на XX-ом съезде в 1956 году она была демонтирована.