Categories:

Станция «Арбатская», глубокого заложения…

5 апреля 1953 года был открыта станция метро «Арбатская». С ее открытием началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская».  

Станция "Арбатская"
Станция "Арбатская"

С этого момента синяя ветка фактически заменила Филевскую, которая в том же году закрылась на реконструкцию, продолжавшуюся до 1958 года. Как сообщают историки, решение о строительстве нового участка глубокого заложения было принято после того, как в 1941 году в тоннель Филевской линии, пробив потолочное перекрытие, попала немецкая бомба.

Архитекторами второй станции «Арбатская» (на Филевской линии была платформа с таким же названием) стали Валентин Пелевин (автор наземного вестибюля станции «Бауманская») и Леонид Поляков (один из авторов гостиницы «Ленинградская»). Ее великолепный наземный павильон находился в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними был фонтан. Однако в конце 1970 х годов началось строительство здания Генерального штаба Министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.

Наземный павильон.
Наземный павильон.

«Метростроевцы столицы одержали новую славную трудовую победу. Сегодня вступает в строй действующая новая подземная магистраль Московского метрополитена — Арбатский радиус. От станции «Площадь Революции» поезд, набирая скорость, делает небольшой поворот вправо и через две-три минуты останавливается у платформы станции «Арбатская». Залитая огнями более двухсот люстр и светильников, «Арбатская» поражает своей величиной. Это самая большая станция столичного метрополитена (ред. – длина ее платформы 220 метров).  

Высокие своды этого подземного дворца опираются на 50 пилонов — массивных колонн, соединенных между собой красивыми арками. В центре вестибюля установлен портрет бессмертного вождя и учителя, гения всего передового человечества Иосифа Виссарионовича Сталина. Портрет выполнен из мраморной мозаики по эскизу лауреата Сталинской премии художника Григория Опрышко. Размер портрета - 20 квадратных метров. Он собран мастерами-мозаичистами Метрополитена из тысяч пластинок мрамора различных цветов и оттенков. На портрете великий вождь изображен во весь рост. В левой руке он держит открытый блокнот. Взор товарища Сталина устремлен вперед», - сообщала газета «Московский комсомолец» в номере от 5 апреля 1953 года.  

Портрет Сталина на станции "Арбатская".
Портрет Сталина на станции "Арбатская".

Кроме того, 25 мозаичных панно должны были украсить своды центрального зала (под них даже были сделаны лепные рамы, сохранившиеся до наших дней). Эскиз для них выполнил в 1952 году художник Павел Корин, только что закончивший аналогичную работу на станции «Комсомольской». По замыслу художника, темой потолочных панно должны были стать ключевые персонажи победоносного «Становления Руси»: от Александра Невского до маршалов Великой Отечественной. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д. К сожалению, этот замысел так и не был реализован.  

Станция открылась через месяц после смерти Сталина, когда страна стояла на пороге глобальных перемен и переоценки ценностей. Огромная мозаика Григория Опрышко, изображавшая в полный рост «гения всего передового человечества», оказалась невольной жертвой этих исторических процессов: после разоблачений «культа личности» на XX-ом съезде в 1956 году она была демонтирована.  

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened