Шедевры, возвращенные немецкому народу
31 марта 1955 года Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина получил извещение о том, что Дрезденская коллекция будет возвращена в Германию. Среди бесценных произведений искусства, которые предстояло отдать, была и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля...
Основанием для извещения стало соответствующее постановление Совета Министров СССР, принятое в марте 1955 года.
«Впервые в истории страна, вышедшая из войны победителем, возвратила побежденной стране произведения искусства, попавшие в ее руки»,
- так было оценено мировым сообществом беспрецедентное решение советского правительства. По мнению аналитиков, таким образом руководство КПСС хотело подчеркнуть, что в странах соцлагеря узы дружбы важнее любых материальных ценностей.
До этой «репатриации» картины из коллекции Дрезденской галереи в течение 10 лет хранились в Пушкинском музее. История их обнаружения и спасения солдатами советской армии носила характер почти детективный…
В феврале 1945 года, когда союзники начали бомбить Дрезден, немцы перевезли картины Дрезденской галереи из хранилищ в каменоломни и шахты в различных уголках Саксонии. Когда эти территории были заняты войсками СССР, перед ними была поставлена задача по поиску сокровищ Дрезденской галереи. Возглавил группу поиска картин младший лейтенант Леонид Рабинович, служивший в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта (впоследствии об этом эпизоде он напишет повесть «Семь дней»). До начала войны он был художником и знал, что именно находится в Дрезденской галерее. Кроме того, Рабинович прекрасно владел немецким и мог подробно расспросить уцелевших жителей о пропавших шедеврах. Отыскать «схроны» им помогла случайно обнаруженная карта с зашифрованными обозначениями. Когда шахты все-таки удалось найти, выяснилось, что сырость и низкие температуры успели нанести полотнам серьезный ущерб. В середине июня 1945 года было решено вывезти их в СССР для реставрации. 10 августа картины Дрезденской галереи прибыли в Москву, где их встретили сотрудники Государственного музея изобразительных искусств.
Как позже вспоминала директор Пушкинского музея Ирина Антонова, более 30% полученных полотен были сильно повреждены самым разным образом: иногда, по ее словам, это был просто разложившийся лак, а некоторые картины были покрыты плесенью.
Реставрационные работы велись под руководством художника Павла Корина.
По словам Ирины Антоновой, в особо плохом состоянии была картина Тициана «Динарий кесаря»: когда ее подняли из шахты в Покау Ленгефельде, красочный слой отходил пластами. Доску из тополя, на которой она была написана, 2 года сушили. Чтобы спасти оригинальный красочный слой, Павлу Корину приходилось бороться буквально за каждый сантиметр. Научные сотрудники и реставраторы тщательно изучали, восстанавливали и описывали пострадавшие полотна. Когда произведения искусства в 1955 году возвращали, к каждой картине прилагался научно-хранительский паспорт.
Среди спасенных шедевров были «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Девушка, читающая письмо» Яна Вермера Делфтского, «Святая Инесса» Хусепе де Риберы.
2 мая 1955 года в Пушкинском музее открылась выставка, на которой были представлены свыше 350 картин из собрания Дрезденской галереи.
Она работала до 25 августа, и за это время шедеврами успели полюбоваться около 1 млн. 200 тыс. зрителей. Причем увидеть они смогли лишь малую часть полотен, которые подлежали возращению: 515 из 1 тыс. 240 картин. 4 ноября того же года коллекция вернулась в Германскую демократическую республику (ГДР): сначала – в Берлин, потом – в Дрезден.