ad_informandum

Categories:

День открытия «Новослободской»

Станцию открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии (от «Курской» до «Белорусской»). Название она получила по Новослободской улице, на которой находится ее вестибюль.  

Москва. Станция метро "Новослободская"
Москва. Станция метро "Новослободская"

«Новослободская» стала последней из 5-ти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным (кроме «Новослободской» по его проектам построены станции метрополитена «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская» и «Автозаводская»).  

Над проектом «Новослободской» он, на тот момент уже лауреат двух Сталинских премий, работал в соавторстве с молодым коллегой Александром Стрелковым, который позже станет знаменит благодаря проектам станций «Баррикадная», «Авиамоторная» и «Китай-город». Вот как о событиях тех дней позже вспоминал Александр Стрелков:

«Студентом архитектурного института я много времени проводил в Центральных архитектурных мастерских МПС, в бригаде Б.С. Мезенцева. А.Н. Душкин, будучи главным архитектором этих мастерских, внимательно присматривался ко мне. Вскоре я стал помогать Душкину и Мезенцеву в проектировании высотного дома у Красных ворот. В это самое время Алексей Николаевич и предложил мне принять участие в разработке конкурсного проекта станции метро «Новослободская». Идея образа у него сложилась: «Надо делать что-то сказочное, декоративное»,— говорил он. Мне нравилось, что в совместной работе Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному «адресу», не велел делать «как Кваренги» или «как Палладио». (…) И при проектировании «Hовослободской» он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а ассоциациями. Наш проект победил в конкурсе, после чего я разрабатывал его в точение двух месяцев. Алексей Николаевич навещал меня, контролировал, что-то подправлял. Не могу сказать, чтобы мы всегда были единодушны. Например, долго спорили по поводу вестибюля: Душкин настаивал на том, что его надо делать круглым, я же считал, что он должен быть подчинен улице и потому иметь перпендикулярную ей ось. Градостроительный совет отверг «круглый» вариант, а через некоторое время утвердил предложенный мною проект, по которому и выстроен вестибюль станции. Идея витражей на «Новослободской» появилась сразу, однако первоначальный замысел претерпел изменения. Алексей Николаевич предлагал делать витражи из уранового стекла. Нечто подобное он видел в одном из лондонских ресторанов, где даже в сумрачную погоду разливался солнечный свет. Мы хотели, чтобы витражи были рельефными, и чтобы их автором была В.И. Мухина — она в то время увлеченно работала в таком нетрадиционном для скульптуры материале, как стекло. Однако в Госплане мне сказали: «Золото, если надо, дадим, а уран — стратегическое сырье, о нем и не мечтайте». Пришлось изменить замысел. С идеей витража из цветного стекла мы обратились к П.Д. Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для «Комсомольской-кольцевой». Павел Дмитриевич подхватил нашу мысль и с увлечением взялся за работу. «Это надо сделать по-русски»,— сказал он. Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове Госплан, сумел «выбить» золото для отделки и «Новослободской», и «Комсомольской-кольцевой».  

32 витража были изготовлены по эскизам Корина в витражных мастерских Риги (художники Э. Вейланд, Э. Крестс) из цветного стекла, хранившегося в кафедральном соборе Риги для украшения католических костелов. 

Изначально Корин хотел сделать в медальонах исключительно орнаментальные композиции. Но в итоге пришлось добавить витражи об уважаемых советских профессиях, хоть они и выпадают из общего стиля станции. На них изображены архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном.  

Главной темой станции стала мирная жизнь и созидание — восстановление и поддержание быта после Второй мировой войны. Эту же тему поддерживает большое смальтовое панно «Мир», расположенное в торце зала, которое тоже создал Павел Корин. Эту тему художник представил в аллегорическом образе матери с ребенком, идущей навстречу людям.

«Этот образ стал популярным после того как Сикстинская Мадонна гостила в стране, спасенная советскими воинами от гибели во время войны и вторично возрожденная к жизни усилиями советских реставраторов (в числе которых был и П.Д. Корин)», 

- отмечает искусствовед Владимир Толстой.  

Младенец тянет руки вверх. На их фоне расположен сноп золотой пшеницы с лентой. На ней надпись «мир во всем мире» и голуби. Изначально над женщиной располагалось изображение профиля Сталина. Именно к нему тянулся мальчик.  

Панно "Мир"
Панно "Мир"
«Существует интересная легенда, связанная с торцевым панно. Якобы при осмотре станции Н.С. Хрущевым в 1954 году не понравилось, что женщина на панно изображена босоногой. Мол, вы показываете, что при Советской власти колхозница обувь себе позволить не может. Фигуру «обули» в древние сандалии. Но многим в ЦК эта мозаика все равно не нравилась — она напоминала Сикстинскую Мадонну, и это во время яростной борьбы Хрущева с религией. В итоге через несколько месяцев поступил приказ: мозаику снять. Но работники метро не стали заниматься вандализмом, а лишь закрыли панно мраморной фальшстеной. Только когда Хрущев был смещен с постов, мозаику позволили открыть, но при этом требовалось удалить оттуда Сталина, что и было сделано Кориным, а заодно женщина была «разута» и стала держать ребенка немного по-другому», 

- сообщает Александр Зиновьев в книге «Сталинское метро. Исторический путеводитель».  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded