ad_informandum

Categories:

Перипетии непростой судьбы «инженерного чуда»

13 декабря (30 ноября по ст. ст.) 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа, приуроченное к 5-ой годовщине победы над наполеоновской армией.  

Манеж
Манеж

Благодаря хитроумной конструкции деревянных стропильных перекрытий это здание долго не имело себе равных в мире по ширине (общее внутреннее пространство составляло 7 тыс. 424 кв. метра).  

Уникальная конструкция стропил, на которые опиралась крыша, была рассчитана на создание сооружения шириной 45 метров без внутренних опор. На тот момент московский Манеж был самым широким зданием в мире, и притом все 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Дабы обеспечить устойчивость этой сложнейшей конструкции, все деревянные балки связывались системой металлических тяг, длина которых регулировалась специальными гайками. При Манеже даже была создана специальная воинская команда, которая постоянно следила за состоянием стропильных конструкций. Изнутри помещения этот сложнейший «механизм» закрывал подвесной потолок, впервые использовавшийся в России.  

Своим появлением Манеж был обязан пожару 1812 года. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло… 

До нашествия Наполеона на этом месте располагались многочисленные купеческие лавки, которые сгорели во время московского пожара. В 1817 году город готовился к празднованию 5-ой годовщины победы. Планировалось провести смотр войск, для чего из Санкт-Петербурга в Москву прибывал сводный гвардейский отряд, состоящий из героев войны. Император Александр I приказал построить Манеж (Экзерциргауз), рассчитанный на пехотный полк в 2 тыс. человек, где и должен был пройти этот парад. 

Разработка проекта была поручена инженеру-механику, начальнику главного управления путей сообщения и публичных зданий Августину Бетанкуру. 

В июне 1817 года проект был утвержден, а закончить строительство нужно было к 1 октября 1817 года. Поскольку сроки строительства были очень сжатыми, работы велись интенсивно. В город со всех окраин везли вековые лиственницы, так как стропила должны были быть изготовлены из очень прочного материала. Однако уже через год на двух фермах были обнаружены трещины. Вероятно, это случилось из-за жары, пересушившей дерево, но в числе главных причин называли поспешность при строительстве и возможные ошибки в расчетах. 

В связи с этим в 1819 году Бетанкур был вынужден выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Правда, реализация этого проекта была отложена на несколько лет. Лишь в 1823-1824 годах была создана специальная Комиссия по обследованию кровли под руководством инженера-полковника Я. Де-Витте. В результате проведенной реконструкции вместо 30-ти было установлено 45 стропил.  

Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. 

Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. Так, 27 декабря 1867 года здесь состоялось грандиозное выступление оркестра, состоявшего из 700 музыкантов, под руководством Гектора Берлиоза, в присутствии 12 тыс. зрителей.  

А в 1899-ом в Манеже прошел карнавал «Клуба циклистов» (велосипедистов) под названием «Москва». Искусству управления велосипедом обучали здесь же. Среди учеников был и престарелый Лев Толстой, которому обучение давалось крайне нелегко, сказывались годы. 

Лев Толстой со своим велосипедом
Лев Толстой со своим велосипедом

Однако сам Лев Николаевич считал, что виновата в его неуспехах одна дама, тоже из новичков. Он переживал: 

«У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую – мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но - тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда, я надеюсь, ее там нет».

После Октябрьской революции Манеж использовался в качестве гаража для правительственных машин. Зданию не уделяли должного внимания, вследствие чего к 1930 году балки кровли просели почти на метр. Их укрепили металлическими листами и дополнительными колоннами, которые разрушили единое внутреннее пространство. 

Городу здание было возвращено уже после смерти Иосифа Сталина. В 1957 году здесь разместился Центральный Выставочный зал. Именно здесь 1 декабря 1962 года состоялась «историческая» выставка художников-авангардистов «Новая реальность», во время посещения которой Никита Хрущёв, не стесняясь в выражениях, подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин. 

Никита Хрущев на выставке
Никита Хрущев на выставке

На следующий день в газете «Правда» был опубликован разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. 

Хрущёв потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников из участников выставки практически никто не состоял.  

В начале 2000-х годов начались активные разговоры о том, что Манеж хорошо было бы расширить за счет перестройки и добавления подземных этажей. Искусствоведы, реставраторы, историки, любители старины встали на защиту Манежа, и вдруг 14 марта 2004 года примерно в 21:20 по неизвестной причине на чердаке здания начался пожар, моментально охвативший всю кровлю. В тушении участвовало до 100 пожарных расчетов, двое пожарных погибли. Однако гордость Манежа - уникальные деревянные конструкции Бетанкура – спасти не удалось. 

Пожар в Манеже. 2004 год
Пожар в Манеже. 2004 год
Пожар в Манеже. 2004 год
Пожар в Манеже. 2004 год

Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков сразу пообещал восстановить памятник, но «в посильном варианте». Действительно, сгоревший Манеж очень быстро разобрали и столь же быстро построили новый: с подземными этажами, эскалаторами, ресторанами и пр., что так давно инвесторам хотелось сделать. Торжественная церемония открытия прошла ровно через год после трагедии, 18 марта 2005 года. В результате «перестройки» общая площадь увеличилась почти в 2 раза – до 12 тыс. кв. метров. 

Первым вернисажем, проведённым в Манеже после реконструкции, стала выставка художника Сергея Андрияки и его учеников. А к 50-летию разгрома «Манежной выставки» Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Московский музей современного искусства, Художественный фонд «Московская биеннале», Музейно-выставочное объединение «Манеж», при поддержке Министерства культуры РФ с 1 по 12 декабря 2012 года представили экспозицию (с аудиоинсталляциями) «Те же в Манеже».  

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened