Превратности судьбы советской «Статуи Свободы»
7 ноября 1918 года, в день первой годовщины Октябрьской революции, на Советской площади (ныне Тверской), напротив здания Моссовета, состоялась торжественная церемония открытия «Монумента советской Конституции».
Как увековечивали Конституцию
26-метровый обелиск «Советской Конституции» в рекордно короткие сроки воздвигли на месте снесенного в апреле 1918 года памятника герою русско-турецкой войны Михаилу Скобелеву. Тогда же и площадь переименовали из Скобелевской в Советскую. В соответствии с планом монументальной пропаганды на месте памятника «белому генералу» намечалось сооружение революционного монумента. Созданная для рассмотрения представленных проектов комиссия не пришла к единому мнению. Сочувствие было высказано лишь к проекту обелиска «Советской Конституции» (больше известен под названиями «Свобода» и «Освобожденный труд»), предложенному архитектором Д. П. Осиповым. Услышав о мнении комиссии, В. И. Ленин резюмировал:
«Вот и стройте!».
При выборе вариантов памятника исходили, в первую очередь, не из художественных достоинств проекта, а из дешевизны работ и возможности их завершения в максимально короткие сроки. На возведение монумента Моссовет выделил 75 тыс. рублей. В оставшиеся до празднования первой годовщины Октябрьской революции дни на площади была спешно возведена из кирпича и затем оштукатурена огромная трехгранная стела, в нишах которой были вмонтированы деревянные доски с текстом первой Советской Конституции. В речи на открытии стелы нарком просвещения Республики Анатолий Луначарский сравнил ее с «гранитным кристаллом, символизирующим стремление пролетариата вперед».
В 1919 году обелиск был дополнен статуей Свободы, выполненной по эскизу скульптора Николая Андреева.
Повторное открытие монумента состоялось 27 июля 1919 года. В основе художественного решения статуи Свободы лежит переосмысление древнегреческой статуи Ники Самофракийской, которую скульптор видел в Лувре. В качестве моделей для статуи позировали близкие знакомые скульптора: Вера Владимировна Алексеева, племянница Константина Сергеевича Станиславского и Екатерина Андреевна Кост, известный московский врач.
По воспоминаниям Екатерины Андреевны, в статуе Свободы Андреев использовал взмах её руки. Таким образом, статуя представляла собой крылатую женщину с поднятой правой рукой. В этой работе Андреев впервые применил бетон с мраморной крошкой как новый скульптурный материал.
В 1922 году в трёх арках монумента фанерные щиты с текстом первой Советской Конституции были заменены на чугунные. В таком виде памятник простоял до 1941-го года. Показателем его популярности может послужить тот факт, что изображение стало основой утвержденного в сентябре 1924 года советского герба Москвы. Автором герба был архитектор Д. Осипов. Президиум Моссовета утвердил его 22 сентября 1924 года. В центральной части композиции помещался овальный щит и вписанная в него пятиконечная звезда. На фоне звезды - обелиск (первый памятник советской эпохи, стоявший перед Моссоветом), серп и молот, шестерня, ржаные колосья. В нижней части - наковальня и челнок. Все эти предметы символизировали основные отрасли хозяйства. Внизу под лентой с надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображена динамо-машина - эмблема электрификации.
Обелиск со статуей Свободы был взорван в ночь с 21 на 22 апреля 1941 г. (ровно за два месяца до начала войны). По официальной версии, он мешал реконструкции улицы Горького.
Спасение головы
В ночь с 21 на 22 апреля 1941 года (случайное совпадение, а может быть, и приурочили ко дню рождения Ленина) на Советской площади раздался взрыв.
Вот как об этом писала «Вечерняя Москва» весной 1963 года:
«В апреле 1941 года обелиск Свободы по указанию Сталина был взорван. Памятник превратился в груды щебня. Вскоре после взрыва у Александра Ивановича Замошкина, который тогда был директором Третьяковской галереи, зазвонил телефон. Работникам галереи было предложено отобрать из остатков обелиска то, что представляет собой художественную ценность. А. И. Замошкин отправил на Советскую площадь группу сотрудников. Печальную картину увидели там работники галереи В. В. Ермонская и Б. Н Федоров. Сначала казалось, что искать бесполезно — повсюду раздробленный камень. Казалось, что от композиции архитектора Д. П. Осипова и от прекрасной статуи Свободы скульптора Н. А. Андреева не уцелело ничего. Но случай пощадил одну из деталей обелиска. Сохранилась голова, вернее, лицевая часть головы статуи. Искусствоведы осторожно извлекли ее из развалин. С того апрельского утра и до сих пор хранится в Третьяковской галерее эта дорогая реликвия».
Так как по закону Третьяковская галерея не может хранить ценности, не переданные ей государством на хранение, голова аж до 1967 года лежала в подвале, не имела инвентарного номера, как обычный мусор. Впервые ее показали на выставке в 1968 году. С тех пор голова побывала на самых престижных международных выставках в Лондоне и Париже. Скульпторы и искусствоведы всего мира до сих пор восхищаются талантливым произведением. Сегодня голова хранится в запасниках Третьяковской галереи и выставляется только к значимым датам в истории.
Несостоявшаяся попытка возвращения
В 1947 г. к Юбилею 800-летнего основания Москвы было решено (постановление подписал сам Сталин) соорудить на Советской площади памятник основателю города - князю Юрию Долгорукому.
6 июня 1954 г. памятник Долгорукому был торжественно открыт на Советской площади. Однако история попыток увековечивания «Советской Конституции» на этом еще не закончилась…
О монументе нашей «Свободы» вспомнил Никита Хрущев после поездки в США. В 1962 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Ставшего неугодным властям князя решено было перенести в сквер около Новодевичьего монастыря. Восстановить раннесоветский монумент хотели именно там, где он когда-то стоял.
Что касается конного памятника Юрию Долгорукому, то в те годы, когда с момента его установки прошло всего десять лет, эта скульптура всё еще считалась спорной. Моссовет тут же вспомнил, что в их приемную десятками поступали возмущенные письма, требующие убрать «князя» с Советской площади как «идейно чуждый монумент представителю эксплуататорских классов».
И только отставка «дорогого Никиты Сергеевича» помешала демонтажу. С тех пор Юрий Долгорукий на коне стал символом Москвы и неотъемлемой частью Тверской площади, историческое название которой было возвращено в 1993 году.
Поэт Анатолий Мариенгоф писал об этом месте:
«Площадь (...) меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому».
Кстати, изображение монумента «Советской Конституции» сохранилось по сей день на здании Верховного суда РФ (Поварская улица, 15), на решётке Большого Каменного моста и на ограждении моста Бачелиса.