ad_informandum Golden Entry

Categories:

Путь к звездам длинною в 90 лет

5 ноября 1929 года в Москве открылся первый в СССР и 13-й в мире планетарий. Владимир Маяковский посвятил этому событию стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», которое заканчивалось словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий».

Оптический научный театр

Так московский планетарий назвал тогда теоретик конструктивизма Алексей Ган, а идея его создания принадлежала Давиду Рязанову — директору Института К. Маркса и Ф. Энгельса при ЦИК СССР и Главнауке Наркомпроса РСФСР. По его инициативе президиум нового состава Моссовета (избранного в 1927 году) постановил создать в Москве научно-просветительное учреждение нового типа — планетарий. Оборудование, необходимое для этого, – немецкий проекционный аппарат «Планетарий» - впервые было продемонстрировано публике 21 октября 1923 года. Уже через 10 месяцев специально построенный на крыше цейссовского завода в Йене гигантский купол стал принимать потоки зрителей, а спустя ещё год на территории Немецкого музея в Мюнхене было возведено первое в мире здание-планетарий.  

В 1927 году товарищ Рязанов выехал в Германию и провёл переговоры с компанией Карла Цейсса об изготовлении оборудования для московского планетария. После этого по постановлению Моссовета была создана Постоянная комиссия по постройке в Москве планетария. К тому времени в мире уже было открыто 12 планетариев — десять в Германии и два за ее пределами, в Вене и Риме. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал московский.  

К весне 1928 года торговое представительство СССР в Берлине окончательно договорилось с фирмой Цейсса о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Диккергоф о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба. На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 тыс. рублей. В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, киноаудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.  

К работе над проектом были привлечены молодые архитекторы-конструктивисты М.О. Барщ и М.И. Синявский. 

23 сентября 1928 года журнал «Огонек» сообщал: 

«Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане, мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах (...). Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета (...). Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».  

Фундамент был заложен в день осеннего равноденствия — 23 сентября 1928 года, а в середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса — сферического купола — экрана.

Аппарат «Планетарий» в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования. В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий» под контролем специалистов из фирмы Цейсса. 3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.  

Восходящее Солнце и звездный театр

В самом начале работы планетария в нём читались всего три лекции по астрономии: «Был ли сотворен мир в шесть дней?», «Земля — шар», «Строение Вселенной». В первый год существования учреждения небольшим коллективом лекторов-изобретателей был создан прибор Восходящее Солнце, который работал вплоть до закрытия планетария в 1994 году. В 1930-е годы в Московском планетарии работал «Стратосферный комитет», сотрудники которого вели изучение верхних слоев атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. Здесь построена и в Останкине испытана первая советская двухступенчатая ракета конструкции И. А. Меркулова. Из группы ракетчиков подвала Московского Планетария выросло всемирно известное конструкторское бюро (КБ-7) по разработке жидкостных ракет.

Перед Великой Отечественной войной в планетарии существовал и специальный звездный театр, поставивший три пьесы: «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». 

С началом войны в планетарии проводились специальные лекции военного цикла для разведчиков и военных лётчиков. А в 1947 году, к 800-летию Москвы, в планетарии открылась астрономическая площадка, которая сейчас называется «Парк неба». 

В начале 1960-х годов в «Звездном зале» проводилась подготовка первых космонавтов по астронавигации, причём лекторам, обучавшим будущих космонавтов, сообщалось, что они готовят лётчиков полярной авиации.  

Не зависящий от погоды одновременный обзор северного и южного полушарий небесной сферы, наглядность навигационных задач сделали планетарий незаменимым пособием. Большую роль сыграли и размеры купола: когда загораются звезды, трудно отрешиться от ощущения подлинной картины ночного неба.

Известно, что в полете невозможно охватить взором большую часть неба. Чтобы распознать навигационные звезды и созвездия в таких условиях, нужно не только хорошо представлять взаимное расположение опорных звезд, но и уметь их различать по индивидуальным признакам – цвету, яркости. 

«В течение часа езды от Звездного городка до планетария мы устраивали шумную игру в «звезды и созвездия», похожую на детскую игру в «города». Участвовали все и называли 95 процентов всех звезд и созвездий, имеющих названия», - 

вспоминал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.И. Севастьянов.

В 1977 году планетарий был реконструирован. Вместо старого аппарата «Планетарий» был установлен новый, изготовленный специально для Москвы на народном предприятии «Карл Цейсс Йена» (ГДР). Это был аппарат нового поколения с программным управлением. Наряду с обычными лекциями и тематическими вечерами в планетарии стали проводиться автоматизированные аудио-визуальные программы. 

В 1990 году при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой был установлен самый большой телескоп в Москве, доступный для массовых наблюдений. 

В 1994 г. московский планетарий перестал принимать посетителей, так как здание было признано аварийным и закрыто на реконструкцию, которая началась лишь в 2002 году. 

В 2008 планетарий не раз становился объектом судебных разбирательств, вокруг него велись споры хозяйствующих субъектов. 

12 июня 2011 года после 15-летней реконструкции столичный планетарий вновь начал свою работу. Его открытие было приурочено ко Дню России.

Выступивший на торжественной церемонии открытия Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев назвал это здание «чудом инженерной мысли», одним из шедевров русского авангарда XX века: 

«Чего стоит только эта удивительная конструкция купола, который в самой тонкой своей части не превышает ширину 6 сантиметров!».  

Кстати, согласно проекту реконструкции, уникальное здание было поднято на 6 метров, к нему были пристроены две новые башни обсерваторий, а площадь музея увеличилась с 3 до 17 тыс. кв. метров.

Сейчас здание планетария состоит из нескольких уровней. На самом нижнем, подземном, располагается малый звездный зал, предназначенный для показа детям звездного неба в миниатюре, 4D-кинотеатр, интерактивный музей «Лунариум» с экспонатами по астрономии и физике, в том числе - с самым большим в Европе маятником Фуко.  

На первом уровне (раньше это был подвал) располагается продолжение экспозиции музея «Лунариум», в интерактивной форме рассказывающей об освоении космоса, а также залы музея Урании, где можно узнать об истории московского планетария. 

На втором уровне (ранее здесь размещалось фойе музея) — большая обсерватория с самым большим телескопом Москвы (диаметром 400 мм), доступным для широкой публики, и малая обсерватория (диаметр телескопа 300 мм), астрономическая площадка «Парк неба» с коллекцией работающих под открытым небом астрономических приборов и гноманов (прибор для определения времени по солнцу), еще один зал музея Урании с коллекцией метеоритов и имитацией солнечной системы. 

Непосредственно под куполом диаметром 25 метров, на третьем уровне, находится большой звездный зал, проектор которого «Универсариум М-9» позволяет увидеть свыше 9 тыс. небесных тел. Сейчас это самый большой полнокупольный зал в Европе.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded