Даешь канал Стране Советов!
16 октября 1931 года начались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, который должен был соединить Белое море с Онежским озером.
Ударный труд «заключенных каналоармейцев»
В этот осенний день, который в тех северных широтах скорее напоминал зимний, «каналоармейцы» приступили к земляным и скальным работам одновременно на всем протяжении будущего судоходного пути: от поселка Повенец, расположенного на берегу Онежского озера, до селения Сорока (сегодня – город Беломорск) - на Белом море.
Работы велись главным образом силами заключённых: всего за время строительства сюда было отправлено более 250 тыс. человек. От словосочетания «заключенный каналоармеец», применявшегося по отношению к строителям водного пути, произошла получившая всенародную популярность аббревиатура «з/к».
Кураторами этого грандиозного проекта были заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Специально созданным «БелБалтЛагом» руководил Нафталий Френкель.
Из «орудий труда» в распоряжении «каналоармейцев» были лишь лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки да тачки. В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину, землю, никаких дополнительных поставок не было. При этом по заданию партии и лично тов. Сталина проложить канал длиною в 227 километров при средней глубине в 5 метров нужно было всего за 20 месяцев (для сравнения, 80-километровый Панамский канал строился 28 лет). Основным средством поддержки трудового энтузиазма заключенных стала так называемая «котловка» — неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды. Те заключенные, которые не выполняли норм, получали «штрафной паек». В результате, только по официальным данным, в 1931 году умерли 1 тыс. 438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2тыс. 10 (2,03%), в 1933 году — 8 тыс. 870 (10,56%). По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.
Писательский привет вам, ударники Беломорстроя!
В начале августа 1933 года крупнейшая стройка первой пятилетки была завершена. Средняя глубина канала составила 5 метров, в его систему входили 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков.
17 августа 1933 года Беломорканал посетила группа из 120 писателей и художников (среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер и др.) для освещения строительства канала.
«Вечером нас разместили в каютах судна, речного, крепко отдраенного и отмытого, и мы поплыли на север. Подполковники, разносившие в поезде бутерброды, отплыли с нами, как, впрочем, и их сослуживцы неизмеримо крупней. И вот так и плыли мы — совесть и гордость русской земли — по вновь открытому Белбалтканалу от одного лагпункта к другому, и всюду на пристанях нас встречали оркестры из зеков и самые зеки в новеньких робах, вымытые и побритые, счастливые, застенчивые, лучезарные, и невозможно было поверить, что это и есть (и в немалом) именно пятьдесят восьмая статья», - так вспоминал о той памятной поездке, один из ее участников – Евгений Габрилович.
Часть из них (36 человек) приняли затем участие в написании 600-страничной памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». Она была издана в конце 1934 года, специально к XVII съезду партии – так называемому «Съезду победителей». Первые 4 тыс. экземпляров этой, как позже писал Солженицын, «позорно-торжественной» книги были розданы его делегатам. На обложке был тиснёный профиль Сталина, в конце – словарь технических терминов, блатного жаргона и аббревиатур. В оформлении книги активно участвовал конструктивист Александр Родченко. Редактировали этот «коллективный труд» Максим Горький, Леопольд Авербах, Семен Фирин. Кстати, уже через 3 года и Авребах, и Фирин были репрессированы…
Создание этого транспортного пути позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края. Уже в первую навигацию 1933 года по каналу было перевезено 1 млн. 143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров.