Category:

К-19 - подлодка, «оставляющая вдов»

Ранним утром 4 июля 1961 года в Северной Атлантике на первой советской атомной подводной лодке К-19 произошла авария ядерного реактора, унесшая жизни восьми человек и едва не ставшая причиной начала Третьей мировой войны.

К-19
К-19

Это трагическое происшествие случилось на глубине 180 метров в Северной Атлантике, где подлодка оказалась, участвуя в учениях под кодовым названием «Полярный круг»

Первый отечественный атомоход был спущен на воду 11 октября 1959 года и был способен нести на борту 3 баллистические ракеты Р-13 с ядерными боеголовками. 

Подводная лодка, построенная по проекту ЦКБ «Рубин» в рекордно короткие сроки, должна была стать ответом СССР на вызов США, уже имевших на вооружении атомную субмарину «Джордж Вашингтон».  

Аварийная сигнализация сработала на К-19 4 июля в 4 часа 15 минут. По иронии судьбы, ЧП пришлось на День независимости Соединенных Штатов Америки, и если бы не героизм подводников, вполне могло перевести «холодную войну» в «горячую» фазу.  

Причиной аварийной ситуации стало резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления.

В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов.

Командиром подлодки, капитаном 1-го ранга Николаем Затеевым было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение 2 часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика, и командир подлодки не мог сообщить об аварии на базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками, участвовавшими в учениях.

В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения. К терпящей бедствие подлодке направились корабли с медиками и спасателями. К вечеру 4 июля с подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа: находиться в ней из-за радиации было опасно для жизни.

Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован. В течение первых 2 недель после аварии от последствий сильной дозы облучения погибли 8 подводников: двоих из них похоронили в Ленинграде, а шестерых - в Москве, на недавно открывшемся Кузьминском кладбище. С выживших взяли подписку о «неразглашении», так что даже близкие не знали, что же с ними произошло.  

Монумент К-19
Монумент К-19

К-19 была отправлена на капитальный ремонт, растянувшийся на 2 года, в ходе которого на ней были заменены оба реактора. После аварии 1961 года подводная лодка К-19 получила у моряков прозвище «Хиросима» и репутацию «несчастливого» корабля, которую в дальнейшем неоднократно оправдывала. Так, 15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной и, получив повреждения, вернулась к месту базирования.  

Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, имела более трагические последствия: тогда жертвами пожара в двух отсеках корабля стали 28 членов экипажа и 2 спасателя. Похоронив погибших, подлодку опять отремонтировали, и она еще почти 20 лет выходила на боевые дежурства, хотя, опять же, не без происшествий и не без жертв. Например, 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга, в результате чего ожоги различной степени тяжести получили несколько человек, один из которых 20 августа скончался в госпитале.

Лишь в 1990 году К-19 вывели из боевого состава флота в резерв. Приблизительно тогда же в СМИ стала просачиваться информация об аварии 1961-го года на первой советской атомной подлодке, а в 2002 году на экраны вышел голливудский фильм «К-19: Оставляющая вдов», главные роли в котором сыграли Харрисон Форд (капитан корабля) и Лайам Нисон (старпом).  

4 июля 1998 года на Кузьминском кладбище над могилами подводников был воздвигнут мемориальный комплекс: по замыслу авторов, силуэт подлодки навечно объединил 6 каменных надгробий. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, она была утилизирована в 2003 году на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежнегорске Мурманской области. Стараниями энтузиастов удалось сохранить лишь рубку легендарного корабля.  

Сергей ИШКОВ


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded