Categories:

Сорокаминутное «путешествие» здания Моссовета

16 сентября 1939 года здание весом в 20 тыс. тонн было перемещено на 13 метров 65 сантиметров. Оно находилось «в пути» 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения зданий.

Осторожно, но быстро  

В ходе перемещения была сделана одна остановка с целью освобождения барабанов лебедок от чрезмерного количества витков троса. Основной тяговой силой были две лебедки. На начальном этапе им помогали 25 домкратов.  

«Стремительность» всей этой чрезвычайно сложной и опасной операции объяснялась тщательностью ее подготовки, которая, как сообщали газеты того времени, началась еще в мае 1939 года. Реализация дерзкого проекта осложнялась значительным возрастом строения, построенного в 1784 году архитектором Матвеем Казаковым, и его архитектурными особенностями: на первом этаже здания располагался бальный зал, не имеющий внутренних опор.  

Сложность задачи усугублялась еще и тем, что грандиозный «переезд» в пропагандистских целях осуществлялся без отрыва от производства: все служащие внутри здания продолжали работать. Чтобы уменьшить риски, ветхие старые стены стянули металлическим поясом. Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы.

Обстоятельством, существенно облегчающим перемещение, было наличие почти свободного места: в 1927 году архитектор Иван Фомин построил в 1932 году позади Моссовета новый корпус (на ул. Станкевича, сейчас – Вознесенский переулок), однако поставил его не вплотную к старому зданию, а отделил двумя чисто декоративными арками с переходами. В 1939 году эти арки просто демонтировали, освободив таким образом необходимое пространство. Это позволило придвинуть старое здание вплотную к «фоминскому» корпусу.

Передвижка здания Моссовета (ул. Горького, №31) положило начало реконструкции левой стороны улицы Горького, которая на протяжении от Советской (ныне – Тверской) площади до площади Пушкина расширялась с 20 до 50 метров.

Как сообщается в книге Алексея Рогачева «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города», технология перемещения зданий была отработана под руководством Эммануила Генделя – «архитектурного передвижника», как его в шутку называли коллеги. Первый опыт, произведенный в октябре 1935 года недалеко от площади Маяковского, дал прекрасные результаты: за 2 недели дом был перемещен на 25 метров. Эта «пробная» передвижка проводилась силами Метростроя. В 1936 году была создана специализированная контора (позже - трест) по передвижке зданий под руководством Генделя. Именно она сыграла выдающуюся роль в реконструкции улицы Горького, предотвратив снос ряда капитальных зданий.

Перемены на новом месте  

После передвижки здание Моссовета было поставлено на фундаменты, рассчитанные на предстоящую надстройку в два этажа. 

Арки, которые были снесены
Арки, которые были снесены

В 1945—1947 годы под руководством главного архитектора столицы Дмитрия Чечулина здание было надстроено двумя этажами и приобрело современный вид.

Чтобы старые стены нижних этажей выдержали нагрузку надстройки, их стянули массивным металло-кирпичным поясом, замаскировав его снаружи широким карнизом. Кроме того, каркас здания укрепили 24 металлическими колоннами. Нижнюю часть главного фасада дополнили пилястрами, а верхний ярус - восьмиколонным портиком. Центральный вход расширили, придав ему сходство с Триумфальной аркой. Стены декорировали барельефами работы скульптора Николая Томского и гербом СССР. Была переоборудована система центрального отопления и система вентиляции (смонтирована система кондиционирования воздуха). Кроме того, здание перекрасили из жёлтого цвета в тёмно-красный, выделив отдельные части белым.  

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →