Categories:

Свободе творчества противопоставили бульдозер

15 сентября 1974 года в Москве у метро «Беляево» бульдозерами была снесена выставка художников-нонконформистов.

В этот день на пустыре, находившемся на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, состоялся «первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» — несанкционированная выставка работ художников-нонконформистов, разогнанная в течение нескольких минут при помощи бульдозеров и людей в штатском.  

Среди присутствующих на выставке было большое количество иностранных журналистов, по этой причине ее разгон послужил поводом для публикаций по всему миру, а сама выставка стала считаться переломным событием в истории русского неофициального искусства: оно смогло заявить о своем существовании и праве на жизнь.

Вот как о событиях того дня позже вспоминал один из участников этой выставки художник Виталий Комар: 

«Нам казалось, что специального разрешения, чтобы принести и показать работы где-нибудь на пустыре, не требовалось. Но вскоре стало не до шуток. Стоило нам развернуть свои треноги и попытаться поставить на них картины, как «садовники» на нас набросились, вырывая из рук работы. Ломались подрамники, ломались и сами работы, особенно те, что были сделаны на оргалите или картоне. Все это было совершенно неожиданно и совершенно ужасно. А тех, кто пытался сопротивляться, били. Причем били очень грамотно, профессионально».  

По его словам, все, кто пытался оказать хоть какое-то сопротивление, были арестованы

«Но уже через три дня они были выпущены. Объяснялось это тем, что наша история якобы вызвала конфликт на самом верху между Андроповым и Щелоковым. Именно поэтому, считалось, задержанных так быстро отпустили и даже предложили вторую выставку — в Измайловском парке».  

Действительно, уже через 2 недели (29 сентября 1974 года) в Измайловском парке состоялась еще одна выставка произведений представителей неофициального искусства.  

«Власти пошли на уступки… Никакой цензуры не предусматривалось; никаких ограничений в отношении числа и состава участников не налагалось. Что касается зрителей, то эта четырехчасовая экспозиция побила все рекорды посещаемости. «Советский Вудсток», так назвали иностранные СМИ столпотворение в Измайлово, - сообщает в книге «Бульдозерная выставка» один из ее организаторов Виктор Агамов-Тупицын (на его квартире перед выставкой в Беляево хранилась часть полотен). - Сентябрьские события заставили партийное руководство пересмотреть свои взаимоотношения с художественной интеллигенцией. Было решено покончить с существованием «нелегитимного» искусства, но мирными средствами, без кровопролития».  

С этой целью, по словам Виктора Агамова-Тупицына, 

«художников стали в буквальном смысле «заталкивать» в официальные творческие объединения, одним из которых оказался небезызвестный «Горком» или, что то же самое, МОКХГ (Московский объединенный комитет художников-графиков). Козырем в руках руководителей этой организации был закон о «тунеядстве», поэтому мало кто из маститых нонконформистов сумел избежать рекрутирования в МОКХГ. В целом стратегия властей предусматривала не только ликвидацию неофициального искусства как социального феномена, но и установление контроля над альтернативными художниками, используя механизм «Горкома» или других подобных институций».

В память о том, как с помощью бульдозеров власть боролась со свободой творчества, перед зданием Государственного центра современного искусства в Москве установлен бульдозерный нож.

Бульдозерный нож перед зданием Государственного центра современного искусства в Москве
Бульдозерный нож перед зданием Государственного центра современного искусства в Москве


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened