Жальник или гноище для умерших внезапно

Там хоронили тела странников; застигнутых внезапной, насильственной смертью; тех, у кого не было родственников и знакомых.

Иногда жальник выглядел примерно так
Иногда жальник выглядел примерно так

Убогие дома или скудельницы издревле устраивались в Москве и других русских городах. Еще они назывались «жальниками», «буйвищами» и «гноищами». В поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странников, застигнутых внезапною и насильственною смертью.

Кроме постоянных скудельниц в городах бывали и временные, устроенные по особым случаям. Например, в царствование Бориса Годунова, во время страшного неурожая погибших от голода хоронили в трех скудельницах, всего таких было 127 тысяч. Тела лежали в убогих домах без погребения «до седьмого четверга по Пасхe или до Покрова Божией Матери». Считалось, что если закопать их раньше, то произойдет какое-нибудь стихийное бедствие. Иностранцы этого не понимали и думали, что умерших от голода не хоронят из-за сильных морозов, мол, могилы рыть не получается. Поэтому, дескать, трупы и свозят в общественное место, где они замерзают от стужи. При наступлении весны тела предавали земле, прикрыв их наготу одеждой, при этом совершались молитвы об усопших.

Церковь Иоанна Воина на Старой Божедомке
Церковь Иоанна Воина на Старой Божедомке

Обычно умерших просто клали в большую яму, а через 3-4 месяца над ней строили что-то вроде домика и таким образом предавали тела погребению.

Придворный врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колленс так описывает убогий дом в Москве:

«Тeла убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, где выставляются на три или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двeсти трупов, которых священники весною отпeвают, засыпав землею».

Время от времени православная Церковь издавала особые правила, кого именно класть в убогих домах. Например, патриарх Филарет в 1619 году установил там хоронить без отпeвания тeх,

«которые вина обопьются, или зарeжутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят».

Патриарх Адриан предписывает в наказe поповским старостам:

«самоубийц и убитых на разбоe и воровствe не класть на кладбищах и в убогих домах, но зарывать в лeсу или в полe без поминовения в Семики. Если же вор и разбойник при смерти будет исповeдан и причащен Св. Таин, то их положить без отпeвания в городe в убогом дому, «гдe такие воры и разбойники кладутся».

Туда же отвозились трупы казненных, опальных, а с царствования Петра I - анатомированных в гоcпиталях. Сторожами подобных усыпальниц были «божедомы», «божатые», «богорадные».

Церковь Иоанна Воина на Убогом дому
Церковь Иоанна Воина на Убогом дому

Порой скудельницы также заменяли так называемые воспитательные дома. Туда подкидывали незаконно рожденных младенцев, которых воспитывал милостынею божедом и откуда иногда брали их себe бездeтные супруги, всех - под именем Богданов (богом данный).

Собором 1548 года постановлено «совершать общее поминовение по всeх скончавшихся внезапною смертию». В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах. Так, в одном синодикe, составленном, по благословению Иова Патриарха, читаем:

«Помяни, Господи, души, иже в скудельницах лежащих, отец и братию нашу, мужеска полу и женского».

В Семик и в праздник Покрова в убогие дома шел крестный ход из соборов и монастырей для отправления общей панихиды. Многие привозили в убогие дома гробы и приносили саваны и рубахи, покупали там кануны и свeчи. При разборe тeл в сараях и ямниках отыскивали родных и знакомых. С мыслью «об общей тлeнности, не гнушаясь отвратительного вида и зловония, презирая опасность заразиться, люди надeвали на них рубахи и саваны, клали в гробы, потом засыпали землею». Послe панихиды нищим раздавалась милостыня на помин погребенных.

В начале 20 века были срыты могильные холмы в Москве при церкви св. Иоанна воина на Божедомкe и при Покровском монастырe на Убогих домах. Слeды их открылись при копании земли на Семеновской улицe против самого монастыря, гдe было найдено множество человeческих костей.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded