Categories:

Как переселить «домового» и зачем умерших родственников хоронили под порогом?

Один из способов обретения духа-охранителя для нового жилища - это переселение домового со старого места на новое. Если старый дом покидает вся семья, нужно обязательно брать домового с собой – иначе он окажется брошенным… Обряд переселения «хозяина» хорошо известен в русской традиции.

Наиболее благоприятным временем для новоселья (и перехода домового духа) считается период, когда на небе высоко стоят Стожары (созвездие Плеяд), а также – полнолуние и первый день нового года.

Переселению способствует также определённое время суток: полдень или полночь («время перехода»).

Вариантов ритуала приглашения «хозяина» существует великое множество: в одних из них он переходит сам после соответствующего к нему обращения, в других – домового «переносят» вместе с каким-либо связанным с ним предметом (кочерга, ухват, сковорода, веник, полено, глиняный горшок, корыто, лапоть, каравай хлеба и т.д.) или животным (петухом, кошкой).

Обряд начинается с обращения, при котором хозяин, чаще всего стоя лицом к «красному углу» (иногда обращаются к печи, в подполье и т.д.), зовёт домового духа перейти на новое место. Нередко перед этим обходили вокруг избы. Часто в качестве символа домового духа используется огонь домашнего очага или же зола, сажа, уголь. После прихода на новое место домового «выпускают» и поселяют именно там, откуда он был взят (в красном углу, печи и т.п.). Но при этом совершается обрядовое действо, символизирующее власть домового духа над всем пространством жилища: например, исполнитель обряда обходит дом вдоль стен с предметом, вместе с которым переселяется дух-хранитель, и ненадолго задерживается в каждом углу.

А. Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» так описывает обряд переселения «хозяина»:

«После того как изба построена, вся семья переходит на новоселье и переносит с собою свой священный огонь. Это перенесение совершается с торжественными обрядами: свекровь или старшая бабка топит печь в старом доме; истопивши, она выгребает весь жар в печурку и дожидается полдня. У нее заранее приготовлены чистый горшок и белая скатерть. Ровно в полдень по солнцу она кладёт в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью, растворяет двери и, обращаясь к печке, говорит: «Милости просим, дедушка; к нам на новое жилье!». Потом отправляется с горшком на новый двор, где хозяин и хозяйка встречают дедушку-домового с хлебом-солью у растворенных ворот. Старушка стучится и спрашивает: «Рады ль гостям?» — на что хозяева с низкими поклонами отвечают: «Милости просим, дедушка, на новое место!». После этого приглашения она идет в избу; впереди её хозяин несет хлеб-соль, а сзади провожает молодая хозяйка. Там старушка ставит горшок на загнетке, снимает скатерть и трясёт ею по всем углам, как бы выпуская домового, а покончив с скатертью, высыпает принесённые уголья в печурку. Самый же горшок разбивают на части и ночью зарывают под передний угол».

Еще один способ получить для строения духа-покровителя заключается в том, что под углом, очагом, полом или порогом жилища (согласно русским поверьям, именно в этих местах обычно находится «хозяин») хоронят умершего родича, который в дальнейшем и становится домовым. У славян в поздней традиции так хоронили мертворожденных младенцев. Обычай хоронить умерших в доме был известен также древним римлянам, индусам, майя и ряду других народов…

Использованы материалы:

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded