Categories:

Саратовский - Ленинский – Павелецкий

Так в разные времена назывался железнодорожный вокзал, здание которого было торжественно открыто в Москве 1 сентября 1900 года.  

Газеты того времени сообщали, что 

«в ходе церемонии был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители». 

Для пассажиров вокзал открылся чуть позже - 15 октября 1900 года.  

Как отмечается на сайте «РЖД», о сооружении Павелецкого вокзала в Москве впервые заговорили в 1895 году в связи с ожидаемым строительством новой железнодорожной линии Павелец - Москва. Разрешения на это строительство добилось Общество Рязанско-Уральской железной дороги - одна из самых крупных железнодорожных компаний России в конце XIX века. На тот момент это Общество владело крупнейшей железной дорогой в России, связывавшей 12 русских губерний, но не имевшей выхода в Москву. По этой причине правление дороги обратилось в правительство с ходатайством на разрешение постройки железнодорожной ветви Павелец - Москва.  

Московская городская управа, Министерство путей сообщения и Общество Рязанско-Уральской железной дороги тщательно выбирали место для будущего вокзала. Специально созданная комиссия обсудила ряд вариантов, среди которых были предложения разместить «станцию в местности Дровяной и Конной площади» или «в другой местности Замоскворечья», или даже «у Спасской заставы, решившись на постройку железнодорожного моста через реку Москву». Наконец, комиссия остановила свой выбор на местечке Кожевники на юго-востоке Москвы.

Пассажирскую станцию было решено расположить на улице Зацепа, а товарную - вдоль Даниловской улицы. «Избранное для станции Обществом Рязанско-Уральской железной дороги место более всякого другого отвечает нашим интересам», - говорилось в обращении фабрикантов и заводчиков в городскую управу от 2 сентября 1897 года.

Получив участки земли под станцию, Рязанско-Уральская железная дорога обязалась возвести над Серпуховским шоссе путепровод, принять участие в перестройке Малого Краснохолмского моста через Водоотводный канал, а также устроить перед пассажирским зданием площадь «длиною вдоль Зацепы не менее 70 сажен и шириною от пассажирского здания до Зацепы не менее 20 сажен».

19 января 1900 года на линии Павелец - Москва открылось движение поездов. Новый вокзал в Москве к этому времени еще не был готов, поэтому первые поезда из Павельца приходили на Курский вокзал.  

На Зацепе архитектор Александр Красовский спроектировал изящное удобное здание длиной 39,3 саженей, шириной 10,65 саженей, высотой в два этажа, с третьим - над средней частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Построено оно было из кирпича на бутовом фундаменте. Фасад был облицован специальным кирпичом, а цоколь - тесаным камнем. В центре вокзала располагался операционный зал, отделявший залы для пассажиров 1 и 2 класса от помещений 3 класса. Второй этаж был отведен под служебные помещения, квартиру начальника станции и жилье сторожа и буфетчика. По фасаду вокзала со стороны путей шли служебные помещения, парадные комнаты и выходы на платформы.  

«Саратовским» новый вокзал назвали потому, что Управление Рязанско-Уральской железной дороги находилось как раз в Саратове.

Утром 23 января 1924 на Саратовский вокзал прибыл траурный поезд, на котором из Горок было доставлено тело Ленина, после чего вокзал некоторое время назывался Ленинским. Но, как сообщают историки, в официальные документы Народного комиссариата путей сообщения соответствующие изменения внесены так и не были, и, возможно, именно поэтому новое название надолго не прижилось. Хотя память об этом историческом событии бережно сохраняется и поныне: рядом с вокзалом находится павильон-музей «Траурный поезд В.И. Ленина», посетив который, можно увидеть тот самый паровоз У-127 и товарный вагон № 1691.

«Павелецким» вокзал стал в 1947 году. Необходимость очередного переименования объяснялась тем, что перестала существовать Саратовская железная дорога, и вокзал назвали по ближайшей к нему станции – Павелец.  

С постройкой вокзала жизнь на Зацепе «забила ключом»: привокзальная площадь вскоре была застроена каменными домами, магазинами, трактирами, гостиницами. К вокзалу провели конку, а затем трамвай. Справа от вокзала расположился Зацепский рынок, считавшийся самым дешевым в Москве. Товарная станция начала обслуживать заводы и фабрики Дербенёвской набережной. Общество Рязанско-Уральской железной дороги между пассажирским вокзалом и товарной станцией Павелецкой «выстроило ряд лабазов, замкнутых большим зданием, превосходящим сам вокзал; здание предназначалось для сделок при покупке и продаже хлеба».

В начале 80-х годов XX века началась реконструкция Павелецкого вокзала, в ходе которой его площадь увеличилась в 6 раз, а пропускная способность - в 4 раза. 3 ноября 1987 года обновленный Павелецкий вокзал принял первых пассажиров. Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецов и А. Воронцов сумели сохранить архитектурный облик и стиль прежнего вокзала. Кстати, старое здание не было разрушено - оно стало частью современного комплекса.

Сергей ИШКОВ

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded