Category:

Дочки-матери или Кукла как заместитель умершего человека

Кукла в верованиях самых различных народов представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда покойный, чья душа заключена в этой куколке, будет помогать.

Такая куколка фигурирует в сказке «Василиса Прекрасная». 

«Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»».  

В сказке «Грязнавка» есть куколки, к которым обращаются с той же формулой: 

«Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя». 

В северной сказке: 

«У меня в сундуке есть четыре куколки, как че надо, они тебе помогут», — говорит мать перед смертью своей дочери.

Эту куклу надо обязательно кормить. 

Куколки широко фигурируют в верованиях самых различных народов.

Чтобы лучше понять этот мотив, приведем еще один случай из сказки. В сказке «Князь Данила-Говорило» преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т. е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю.

«Известно, что остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе — мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи «деревянного болвана» или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым»,

 - пишет российский и советский этнограф Дмитрий Зеленин. 

Эта вера — отнюдь не специфическая особенность Сибири или Европы. В Африке у Eime, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, «которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете».

В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. 

Британский этнолог, культуролог и фольклорист Джеймс Фрэзер подробно описывает, как в куклу заманивают душу больного. Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Родственники делают небольшую куклу, за которой ухаживают; в этой кукле инкарнируется покойник. Куклу кормят за столом, укладывают спать и т. д.

В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Советский ученый-философ и историк, специалист по социальной философии и религиоведению Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах.  

«В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников «ушебти» или «шауабти»».

Фигурки «ушебти» имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались «ответами» и должны были помогать в загробном мире.

Все эти материалы показывают, к каким представлениям и обычаям восходит куколка.  

Использовано: 

В. Пропп «Исторические корни Волшебной сказки»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded