Category:

День рождения «главного стадиона страны»

17 августа 1928 года на Ленинградском проспекте Москвы открылся стадион «Динамо», ставший до ввода в эксплуатацию спортивного комплекса в Лужниках в 1956 году главной спортивной ареной страны.

В этот день на поле новой арены вышли футбольные команды Белоруссии и Швейцарии, проводившие матч в рамках I Всесоюзной спартакиады народов СССР. Со счётом 6:3 выиграли белорусы.

У созданного в 1923 году спортобщества «Динамо» своего стадиона не было. Площадку подыскали в Орлово-Давыдковском переулке. Там находилась детская больница, на территории которой имелся большой пустырь. Вот и договорилось динамовское руководство о строительстве здесь спортивной площадки. Она представляла собой футбольное поле без травы, три ряда деревянных скамеек, тесный домик для переодевания спортсменов и хранения инвентаря, пару площадок для игр и занятий лёгкой атлетикой да высокий деревянный забор по периметру. Позднее появился душ, который находился в здании больничного морга.

Разумеется, очень скоро одного поля для деятельности спортсменов динамовского общества стало катастрофически не хватать. Поэтому спустя 2 года руководство спортклуба всерьёз задумались о постройке собственного большого стадиона. Возможности реализации этих планов стали появляться с открытием «бело-голубыми» своего коммерческого отдела, занявшегося в середине 1920-х годов изготовлением и продажей спортивного и охотничьего инвентаря. Мастерские по их производству создавались при трудовых коммунах беспризорников и приносили неплохую прибыль в казну «Динамо», на которую и предполагалось возводить стадион.

На территории Петровского парка строительство стадиона «Динамо» началось в 1926 году. В 1927 году, когда было принято решение о проведении Всесоюзной спартакиады в ознаменование десятилетия советской власти и принятия первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, темпы строительства значительно увеличились. В Спартакиаде должны были принять участие более 700 иностранных рабочих-спортсменов из самых разных стран мира, поэтому возведение стадиона стало государственной задачей.

Проект этого грандиозного сооружения разработали архитекторы Александр Лангман и Леонид Чериковер. К августу 1928 года были построены 3 бетонные трибуны (северная, южная и западная), поднявшиеся на высоту четырехэтажного дома. На месте Восточной трибуны росли вековые деревья и находились небольшие спортивные площадки и корты. Еще дальше за ними расположилось запасное футбольное поле.

К открытию стадиона не была готова одна из самых оригинальных задумок архитекторов — вело- и мототрек, гигантской лентой опоясывающий стадион с разными перепадами высот. Он вступил в действие на следующий год и сразу же показал неудачность решения архитекторов совместить трек со стадионом. Вело- и мотогонки мешали проведению остальных соревнований, а для велосипедных и мотоциклетных гонок не хватало ряда специфических условий: например, был недостаточным угол наклона трека и невозможно было достичь высокой скорости разгона на нем. Поэтому ареной крупных вело- и мотогонок стадион не стал, и трек в основном использовали не по назначению. Как вспоминали ветераны отечественного спорта, на нем в дни значительных футбольных и легкоатлетических матчей устанавливали скамейки, привозимые из различных парков и скверов города, и рассаживали там посетителей стадиона, число которых с каждым годом росло.

На трибунах могли разместиться 25 тыс. болельщиков. Такого в Москве еще не было. Для сравнения, крупнейший в то время стадион столицы имени В.В. Воровского (бывший стадион клуба ЗКС) в середине ноября 1924 года во время первого матча сборной СССР со сборной Турции с гигантским напряжением смог вместить около 15 тыс. зрителей.

Под трибунами находились многочисленные помещения: три спортивных зала для занятия гимнастикой, боксом и борьбой, раздевалки с душем, кабинеты для врачей, два тира на 50 и 100 метров, помещения технических служб. Но не прошло и 6 лет, как стала ощущаться необходимость модернизации стадиона, так как он не вмещал всех болельщиков, количество которых постоянно увеличивалось.

Осенью 1934 года начались первая реконструкция стадиона и строительство второй очереди (возведение Восточной трибуны), которые были закончены к началу 1936-го. Всё это позволило увеличить вместимость стадиона до 55-ти тыс. зрителей.  

19 июня 1941 года на динамовском поле прошел последний довоенный матч, в котором хозяева стадиона принимали сталинградский «Трактор».

В послевоенные годы все технические инфраструктурные новинки отечественного футбола получали путевку в жизнь именно на этом легендарном стадионе: здесь впервые начали проводить матчи в вечернее время при электрическом освещении (регулярно с 1953 года); здесь же появилось и первое электронное табло (в 1964 году).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded