Почему в новый дом надо пускать первой кошку?
Жертвоприношение при закладке дома спасает жильцов и строителей будущего дома от близкой смерти. Так, например, в новой Греции отмечено поверье: кто первым пройдет мимо после того, как строители здания положили первый камень, тот умрет в ближайшем году. Во избежание этой печальной перспективы, каменщики убивают на закладном камне ягненка или черного петуха.

У немцев в Ольденбурге отмечено поверье: из вновь построенного дома самое позднее - на втором году постройки выносят покойника.
На Рейне говорили, что после 50 лет нельзя начинать постройку дома — иначе, по пословице: «когда клетка готова, птичка улетит». То же самое говорили и французы: «когда сделают клетку, птичка улетит», или: «если строится старик, то он скоро умрет».
У немцев же известны еще и такие поверья: если при закладке дома кто-нибудь обойдет его кругом, то в новом доме умрет много людей. Кто первым пройдет мимо только что положенного закладного бревна (деревянного фундамента), тот умрет в течение ближайшего года. Кто первым войдет в новый дом, тот ранее всех прочих в данной семье умрет, почему на новоселье сначала в новый дом пускают кошку или собаку, петуха или курицу, или какое-либо иное животное и носят его по всем помещениям.
Новая постройка требует жертвы, и считается весьма опасным, если первым живым существом, которое длительно пребывает или спит в новом доме, окажется человек. Поэтому впускают в новый дом прежде всего петуха или курицу, собаку или кошку — чтобы предстоящее зло пало на них, а не на людей.Случалось, что оставленные таким образом животные исчезали неизвестно куда.
И в Шотландии прежде широко была распространена вера в то, что постройка нового дома влечет за собою скорую смерть хозяина. В некоторых деревнях скорую смерть предрекали лишь в тех случаях, когда дом возведен на новом местe.
У русских также существовало поверье о том, что каждое новое здание строится «на чью-либо голову», т. е. в нем кто-либо должен в скором времени умереть и этим «обновить» дом. Поэтому при первом входе в новый дом на пороге избы отрубали голову у курицы и мясо этой курицы не ели. Некоторые старики намеренно первыми вступали в новую избу, желая тем показать, что они готовы умереть.
Польское поверье гласит: кто первым заснет в первую ночь, проводимую в новом доме, тот умрет.
Дом, который нельзя достроить
В связи с поверьем о том, что во вновь выстроенном доме кто-либо из жильцов должен умереть, возникло обыкновение не доводить постройку, в деталях, до полного конца. Потому, например, в Галиции, в Брестском повете, крестьяне не спешат закончить новый дом; то же и в окрестностях Келец.
В Польше строители церквей страшно боялись довести до полного конца постройку костела и где-нибудь обязательно оставляли недоделанное место. Существовало поверье: кто доведет до конца стройку костела, тот не проживет и одного года. Такие же недостроенные на этой почве храмы есть и в Сербии. Белорусы Волко-высского уезда оставляли в новом доме хотя бы одну стенку или же крышу незаконченною.
В свое время на Руси обычай — целый год не делать крыши над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие».
В Звягельском повете украинцы целый год запрещали белить потолок в новой хате, в крайнем же случае оставляли небеленое место над иконами. В Новой Ушице только на седьмой день по окончании стройки начинали мазать глиной заднюю стену дома, и то не белой глиной, а черной или желтой.
Замурованная тень или почему боялись ходить у новостроек
Вместо кровавой «строительной жертвы» (живого человека или животного), по болгарским преданиям, строители часто замуровывают только тень человека, почему многие избегают проходить вблизи новостроек. Чья тень таким образом замурована, тот должен скоро умереть.
Вариант этого болгарского поверья гласит: на Дунае злонамеренные каменщики при закладке дома измеряли шнуром тень проходящего мимо человека и закладывали шнур в фундамент. Через 40 дней после этого несчастный, тень которого была измерена и замурована, превращался в злого духа и беспокоил по ночам, до пения петухов, мирных жителей деревни.
Почему задабривали плотников?
Плотники иногда делают «затёс», через который они могут вызвать скорую смерть каждого человека, живущего в данном доме. Поэтому польские крестьяне всячески ухаживают за плотниками и устраивают для них особое угощение, которое также часто называют «затёсом».
Среди поляков распространено убеждение, что новый дом должен быть построен «на чью-либо голову» — если не человеческую, то на голову собаки или курицы. Польский плотник «затесывает» на здоровье или на болезнь жильцов будущего дома, после чего судьба жильцов зависит от этого «затёса».
Вот затесал плотник угол дома на пролетающую ворону, и она тут же упала мертвою. В Польше были будто бы местечки и дома, где родители не могут воспитывать детей или даже совсем их не имеют; объясняли это таким «затёсом» злых строителей, который может проявлять свои гибельные последствия много лет подряд или даже вечно.
Очень близкие поверья существовали также у белорусов и украинцев. Украинцы, например, верили, что дом может быть заложен на болезнь, смерть, хилость детей, падеж скота, размножение червей. Добросовестные мастера закладывали дом на голову пса или кота, но обязательно должны были заложить на кого-либо, иначе их самих ожидала смерть.
Представление о смерти человека настолько прочно ассоциировалось с постройкою нового здания, что это отразилось и в толкованиях снов. Например, у бурят и уфимских татар: строить во сне новое здание предвещает смерть; видеть во сне выстроенный новый дом — к смерти кого-нибудь из членов семьи.
Использованы материалы:
А. Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»
Д. К. Зеленин «Очерки русской мифологии», «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов», «Избранные труды. Статьи по духовной культуре»