Categories:

Почему у сказочных красавиц коса до пояса? И почему мужчинам надо носить свитера с "косичками"?

Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу.

Мотив длинных волос особенно ясен в немецкой сказке братьев Гримм о Рапунцели. 

«Когда ей исполнилось 12 лет, волшебница заключила ее в башню, лежащую в лесу, не имевшую ни лестниц, ни дверей… У ней были длинные, великолепные волосы, тонкие, как золотая ткань. Слыша голос волшебницы, она развязывала свои косы, обвязывала их вокруг крючка у окна, и тогда они спадали на двадцать локтей, и волшебница по ним подымалась». 

Длинные волосы заключенной царевны — часто встречающаяся черта. В грузинской сказке «Иадон и Соловей» красавица живет в высокой башне, откуда спускает вниз свои золотые волосы. Чтобы победить красавицу, нужно крепко намотать волосы на руку.

Связь жизни человека с его волосами

По свидетельству этнографов, во многих культурах мира сохранились следы представлений о чудесной связи жизненных сил человека, даже самой жизни, с его волосами. 

Вот лишь несколько наиболее характерных примеров. Первый пример взаимосвязи благодатной силы с волосами. Берем «Мифологический словарь» под редакцией Е. Мелетинского: 

«Самсон был наделен невиданной физической силой. Имя Самсон этимологизируется как «солнечный», что свидетельствует о его близости к Богу, который есть «солнце и щит» (Пс. 83, 12). От чрева матери избран Богом на служение - спасение Израиля, над которым к тому моменту уже 40 лет тяготело иго филистимлян. Ангел повелел родителям Самсона подготовить ребенка к пожизненному назорейству. Это обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя Богу; внешний признак назорея – длинные волосы, которые запрещено стричь (кн. Чис. 6, 1-5).
С самого детства на Самсона в решающие моменты нисходит «Дух Господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает всех врагов. Самсон открыл Далиле, что он назорей Божий от чрева матери, и если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди». Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют Самсона».

У Эсхила можно обнаружить свидетельства культовой значимости человеческих волос в древнегреческой культурной традиции. В «Орестее» Орест, возмужав, в качестве жертвоприношения кладет на могилу своего отца Агамемнона прядь собственных волос.  

Подтверждение того, что посвящение локона волос составляет часть установленного обычая, можно найти у другого великого афинского трагика – Софокла, в «Электре». Все эти свидетельства культовой, ритуальной и даже непосредственно магической значимости как человеческих волос, так и шерсти, равно как и прядения, в индоевропейской культурной традиции позволяют считать правдоподобным предположение, что образ богинь судьбы как Прях имеет весьма древние истоки, во многом характерные для индоевропейской культурной традиции вообще».

Пряхи или Мойры. Богини судьбы.
Пряхи или Мойры. Богини судьбы.

Отсутствие волос, как пишет Л. Карасев в статье «Мифология смеха», является «знаком рождения и смерти, поэтому оно связано с обрядом инициации – временной смерти, — обрядом, требующим «пострижения»».  

Кстати, представления эти живы и по сей день: это можно наблюдать при отправке в армию; посадке в тюрьму («мертвый дом», по определению Достоевского); при пострижении в монахи; при крещении.

Вот как об этом говорится в «Новой Скрижали» архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина: 

«Св. Афанасий говорит: «Еллины имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам».

Впрочем, обряд пострижения, вымышленный язычниками для идолов, христиане обратили в жертву истинному Богу, потому что они приняли его в подражание ветхозаветному, законному обряду назареев, который восхотел исполнить и святой ап. Павел (Деяния ап. Гл. 21); или – правильнее сказать, - переменяя этот обряд на новый и совершеннейший, они постригают крестообразно верхние волосы на голове младенцев но для того, чтобы пострижением и приношением доказать, что они предают своих младенцев в послушание Богу на веки. Ибо пострижение власов и доныне служит знаком рабства как у варваров, так и у христиан.  

Такое же повиновение и рабство, только другими словами, объясняет и Симеон Солунский (гл. 68): 

«…после помазания священник стрижет крестообразно волосы на голове крещеннаго частию в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокровенною главою, как учит ап. Павел; а вместе с сим – и возлагая через сие как бы некоторую печать, почему и постригает его крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысл. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва от человеческого тела. Посему иерей, взяв эти волосы, не бросает их, как случится, но полагает в священное место».  

Кстати, в народном православии вплоть до недавнего времени существовал такой обычай: когда крестили младенца, часть состриженных волосков священник по просьбе родителей закатывал в восковой шарик и бросал в святую воду. Если шарик оставался на поверхности – ребенок будет жить долго; если тонул – значит не жилец.

Почему мужчинам надо носить свитера с «косичками», а женщинам — с ромбами?

Ромб — это благополучие, спасение, жизнь. Этот символ появляется в культуре очень рано. Существует версия, что если разрезать кость мамонта, то рисунок там будет ромбовидный. Логика такая: много костей мамонта - это много мяса, это — жизнь.

Посмотрим на палеолитическую мадонну. Часто ее изображали без ног, рук, головы. Сильно подчеркнуты признаки пола. Это одно из первых объемных изображений человека. У многих на животе изображен ромб, символ плодородия.  

Часто можно увидеть женские серьги в виде ромба, перечеркнутого андреевским крестом. Это тоже знак благополучия, знак засеянного поля, потому что любой крест является солярным знаком (это солнце, огонь, жизнь). Символическое изображение солнца - две палочки, вызывающие огонь.

В иконографии Иисуса Христа есть изображение Христа во славе. Христос воскрес, является ученикам, возносится. За спиной у него гигантский ромб, который сияет. Знак жизни, воскрешения.

А вот косичка - типично мужской узор, обозначающий женскую косу. Узор бывает простым и сложным. Это первобытный знак спасения. Относится к мужчине, но он как бы от женщины. Якуты старались выпросить у девушек прядь волос, ее нельзя было украсть, насильно отрезать. Из этого делали магические предметы (аркан), которые зашивали в одежду. Якуты считали, что царство мертвых - это некий туман, и если у человека есть аркан (даже символический), то он может выбраться. Волосы должны дать добром, отобранные силой не действуют.

Вспомним сказку. Ее герой идет по темному лесу, и он не придет, куда надо, если Баба Яга не дала ему клубок. Никуда не придешь, не держась за кончик нити.

А вот история о Минотавре. Дочь царя Ариадна дает Тезею клубок. Тезей убивает Минотавра и выводит своих из лабиринта. Он отметил выход нитями. 

Тезей и Ариадна
Тезей и Ариадна

Темный лес, лабиринт, туман - все это образы смерти. Выйти можно по веревке, нити, женской косе.

Вот еще пример - мотив спасения на косе. Богатырь лежит в могиле, девушка вытаскивает его из могилы на своей косе. Он оживает.

Откуда взялся образ косы, нити, веревки, которой спасают из царства мертвых? Женщина - носительница жизни, так как она рожает. Мужчины воспринимали женщин, как спасительниц от смерти. Нечто плетеное, первоначально - коса, это то, чем вытаскивают из царства смерти.

Связать вещь (например, свитер) с узором из кос - как бы спасти мужчину.  

Женщина при этом олицетворяет собой всех мифических женщин (Ариадну, Бабу Ягу и других).

Изначально ромб окрашивался охрой. Поэтому самый первобытный и «действенный» ромб — красный.  

Использованы материалы:

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин Новая Скрижаль. М., 1992  

Карасев Л. Мифология смеха // Вопросы философии. №7. 1991  

Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы  

Мифологический словарь. М., 1991  

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки  

Велецкая Н.Н. «Языческая символика славянских архаических ритуалов». М. Наука, 1978 Пропп В.Я. «Русские аграрные праздники». Л., 1963

Фрезер Дж. Дж. «Золотая ветвь». Исследования магии и религии». М.: Политиздат, 1960

Агранович, С. З. Homo amphibolos : археология сознания / С. З. Агранович, С. В. Березин. — Самара : Бахрах-М, 2005.   

С.З. Агранович Лекции по мифологии

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded