Category:

Хайп на насилии: когда треш-стримеров призовут к ответственности?

Возможно, уже этой осенью в Госдуму РФ будет внесен законопроект о наказании за треш-стримы (интернет-трансляции с насилием, оскорблением и т.п.). Об этом сообщила в ходе пресс-конференции в НСН, темой которой стало обсуждение проблемы, депутат ГД РФ, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Инга Юмашева.  

Стример Стас Решетников, задержанный по обвинению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека после треш-стрима, во время которого погибла девушка.
Стример Стас Решетников, задержанный по обвинению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека после треш-стрима, во время которого погибла девушка.

Как рассказала Инга Юмашева, автор этого законопроекта – сенатор Алексей Пушков - работает над ним уже с начала 2021 года. Как сообщалось в СМИ, предварительный проект поправок к ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Алексей Пушков представил на слушаниях в Совете федерации. Эту статью кодекса сенатор предложил дополнить п. 3 о наказании за действия «с угрозой применения насилия, физических издевательств, оскорблений и других форм хулиганского поведения» в интернете в режиме реального времени или при публикации видеозаписей «с целью извлечения материальной или иной (наращивание популярности) выгоды». За подобные деяния предлагается наказывать штрафами в размере 300–600 тыс. рублей, удержанием зарплаты или иных доходов в течение от 2 до 5 лет, принудительными работами на этот же срок либо лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Тогда поводом к разработке этого законопроекта стала гибель в ходе трансляции подруги стрим-блогера Стаса Решетникова. В ходе эфира он выгнал девушку на улицу в мороз, затем впустил ее, однако той стало плохо. Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть, причем все это транслировалось в прямом эфире, набравшем 20 млн. просмотров.  

К сожалению, как отметила Инга Юмашева, законодательство всегда немного отстает от реальной жизни, так как законотворчество всегда является реакцией на уже произошедшие события.  

За 9 месяцев этого года ситуация с распространением треш-стримов стала еще хуже: ради увеличения количества лайков и просмотров стримеры выкладывают ролики, в которых издеваются над прохожими, причем возраст треш-стримеров становится все младше и младше. Так, в августе в Москве (в Измайловском парке) несколько треш-стримеров заставляли женщину раздеться «на камеру» и лечь на трамвайные рельсы, а когда она отказалась, брызнули ей в лицо из перцового баллончика. В Ленинградской области школьница-блогер издевалась над бездомным - поджигала ему бороду и предлагала выпивку. И таких случаев, по наблюдениям экспертов, становится все больше и больше, и аудитория этих «треш-стримов» тоже стремительно увеличивается, несмотря на то, что за просмотр надо перечислять деньги.  

Отчасти такая популярность «треша» объясняется, по мнению одного из участников пресс-конференции - директора фестиваля «Стримфест» Михаила Лисецкого, «природой людей»:  

«А почему люди со средневековых времен любили смотреть на казни? Ну, я бы не пошел, но какая-то часть общества хочет этого. Это вопрос к психологам, а дальше это уже вопрос к контент-мейкерам – что они предлагают? Ведь аудитория пластична, она подвластна тому, что ей показывают: вы можете по центральному каналу среди дня показывать лекции Юрия Лотмана, и какая-то часть зрителей захочет стать филологами; а можете показывать каких-нибудь бандитов, и люди захотят стать бандитами».  

С этим согласилась депутат ГД РФ Инга Юмашева:  

«С одной стороны, контент-мейкеры, транслируя треш-стримы, могут реагировать на запрос общества на насилие; с другой – они могут порождать спрос на насилие через то, что они делают (…) Мы видим, что в эпоху доступности информации свобода в интернете понимается как свобода для греха. В Китае пытаются обезопасить свою нацию, там было ограничено время в интернете до 40 минут в день для детей, там ввели определенный ценз на виртуальные игры. За нарушение тех или иных правил уже идет определенная категория штрафов. Во многих странах запрещается деструктивная информация».  

Конечно, за всем этим надо следить, но не надо, по мнению Михаила Лисецкого, сразу начинать с запретов, так как «стриминг – это штука с огромными потенциями», и при работе с ним более эффективны нормы, обязывающие платформы самостоятельно фильтровать контент:

«Каким-бы ни было «суровым» государство, стрим-платформы «суровее». Они сразу банят такой канал».  

Один из популярных блогеров-стримеров Герман Ягодка, который также принял участие в пресс-конференции, заявил, что какой-то закон, наверное, нужен, потому что сами стримеры хотели бы понять, что такое «треш», потому что «сейчас об этом у каждого свои понятия». Хотя благодаря усилиям наших законодателей и правоохранителей, даже эта аудитория поняла, что не надо касаться религии (а то, невзначай оскорбишь чувства верующих) или говорить о политике, например, о выборах (а то попадешь в экстремисты или иноагенты)… Лучше в прямом эфире разбить себе о голову 40 яиц, как это однажды сделал Герман Ягодка, так и лайков больше наберешь, и денежки подзаработаешь.  

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened