ad_informandum

Categories:

Первые на ледовой «вершине» мира

17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым в мире из надводных судов достиг Северного Полюса.  

Ледокол "Арктика"
Ледокол "Арктика"

Ледокол «Арктика» являлся головным кораблём серии из шести судов и вторым атомным ледоколом в мире после «Ленина». Его технические характеристики по сей день поражают воображение: водоизмещение «Арктики» составляло 23 тыс. тонн. Корабль развивал скорость на открытой воде до 20 узлов (40 км/ч) и 2-3 узла во льдах толщиной 3 м. На судне было установлено два ядерных реактора мощностью 171 МВт каждый, один из которых использовался как резервный. Автономность плавания до перезагрузки ядерного топлива составляла 4 года. Запас воды и провизии позволял находиться без захода в порт на протяжении 8 месяцев. Взламывая ледовый панцирь, судно оставляло за собой «просеку» шириной в 30 метров.  

«При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» был решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении. Корпус ледокола был сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию», 

- позже рассказывал СМИ начальник администрации Северного морского пути, заместитель руководителя экспериментального рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс Кирилл Чубаков.  

9 августа этот ледокол-гигант с экипажем из 150 человек, 57 учеными вышел из Мурманского порта. О том, что этой экспедиции на самом «верху» придавалось особое значение, свидетельствует тот факт, что на борту находился министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.  

Выйдя из Мурманска в Карское море, судно прошло через пролив Вилькицкого, после чего вошло в море Лаптевых по 130-му меридиану и повернуло на север.  

14 августа «Арктика» уже оказалась в зоне многолетних льдов, прохождение которых грозило риском поломки конуса гребного вала или даже потерей винта (у «Арктики» гребных винтов было четыре). Несмотря на то, что на всем маршруте постоянно велась ледовая разведка, 16 августа в массиве пакового льда, толщина которого достигала 3-х метров и более, дважды произошло заклинивание ледокола, но ему удалось преодолеть эту преграду.  

«Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться», 

- вспоминал заместитель руководителя экспедиции Кирилл Чубаков.  

В 4 часа утра 17 августа ледокол оказался в географической точке Северного полюса. Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник Алексей Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага. В 9 ч. 40 мин. по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан ледокола «Арктика» Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова.  

На ледовой вершине мира
На ледовой вершине мира

За время похода ледокол прошёл 3 тыс. 852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда. А на вершине мира «Арктика» провела 15 часов.

С борта ледокола на океанское дно была спущена металлическая памятная плита с гербом СССР. Участники экспедиции протоптали самый короткий кругосветный маршрут — длиной всего 40 метров, но который пересекал все меридианы.

Во время экспедиции было проведено множество научных исследований. Так, ученые из Риги в этом рейсе проверяли эффективность созданного ими прибора для дистанционного определения толщины льда. Также было изучено взаимодействие корпуса корабля со льдами и его проходимость при различной толщине ледового поля, опробована система спутниковой навигации.  

Покорение Северного полюса доказало возможность круглогодичной навигации по Севморпути.  

Поход закончился 22 августа в Мурманске. Все его участники были награждены орденами и медалями.  

Политическое значение похода «Арктики» было не менее значительным, чем научное, ведь первое иностранное судно смогло добраться до Северного полюса только через 15 лет. Таким образом, Советский Союз на многие десятилетия вперед закрепил свои лидирующие позиции в этом регионе. Выдающуюся победу участники плавания посвятили 60-й годовщине Великого Октября.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded