Несостоявшийся арест Ельцина
О том, как в ночь с 18 на 19 августа 1991 года Борис Ельцин едва не был арестован, ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», приуроченной к 30-летию августовского путча, рассказали ветераны спецподразделения «Альфа», принимавшие в этих событиях самое непосредственное участие.

19 августа 1991 года группа представителей высшего руководства СССР, несогласная с политикой президента Михаила Горбачева, объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), но еще накануне, в ночь с 18 августа на 19 августа, сотрудники подразделения «Альфа» окружили подмосковный поселок «Архангельское-2», где на одной из дач находился Борис Ельцин.
Как заявил вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Николай Бетин (в августе 1991 года он был заместителем начальника отделения группы «Альфа»), «мы были готовы выполнять любые задачи, которые перед нами поставит руководство»:
«Вечером 18 августа мы выдвинулись по спокойной, тихой Москве в сторону Калужского шоссе. Мы до конца не понимали, что же ждут от нас, от личного состава нашего отделения».
По его словам, Борис Ельцин находился на даче в «Архангельском-2» под усиленной охраной.
Как дополнил еще один участник тех событий - вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», президент Фонда поддержки антитеррористических подразделений органов обеспечения безопасности «Антитеррор» полковник Владимир Зайцев (в августе 1991 года он был в должности заместителя командира группы «Альфа»), действительно, ситуация была непонятной:
«Командир спецподразделения Виктор Карпухин сказал мне, что непонятно, что с Ельциным. Может, арестовывать придется, может - охранять. Он сказал, что есть ряд адресов, по которым нужно провести рекогносцировку, а дальше - какая команда поступит, ту и будем выполнять».
«Нам единственное, что сказали: «Выдвигайтесь туда. К вам, в «Архангельское», приедет министр обороны Язов. Возьмите машину «ЗИЛ» (как его раньше называли, «членовоз») и после того, как приедет Язов, ждите дальнейших указаний. Потом появилось много разговоров о том, что, мол, «Альфа» чего-то испугалась или нас чем-то накормили и поэтому мы не арестовали Ельцина… Нет, всё было очень даже банально. Так как я под видом сотрудника технической службы проводил рекогносцировку, я видел, что дачу Ельцина охраняют сотрудники милиции: 2 человека на КПП. Я переодел 2-х своих сотрудников в милицейскую форму, и нам никакого труда не составило войти на это КПП. Мы сказали охранявшим его сотрудникам милиции, чтобы они сохраняли спокойствие; что мы - сотрудники госбезопасности. Если говорить о том, что уже происходило на самой даче, то к нам вышел зам Коржакова, после того, как ему позвонили сотрудники милиции, охранявшие дачу. Он спросил: «Вы, случайно, не из «А»?». Я ответил: «Если только случайно». Он сказал: «Если вы чего задумали, нас хоть не побейте». Далее всё было спокойно и мирно».
Но, как подчеркнул Владимир Зайцев, «если бы поступила команда Ельцина задержать, сопроводить куда-то, это было бы выполнено, и никто никакого сопротивления не оказал бы»:
«А затем поступила команда, что ждем министра обороны Язова. Потом сажаем Ельцина и Язова в приготовленный правительственный автомобиль и везем в «Завидово», как нам сказали, для разговора с руководством страны. И мы сидели и ждали Язова. (…) Потом меня в прокуратуре с таким напором спрашивали: «Как, вы были готовы арестовать президента России?! Я им тогда ответил: «Вы поймите одно: в СССР было 15 республик и таких президентов тоже было 15. Для вас - это президент, а для меня – прохожий. Я нахожусь в союзном подчинении: как союзные власти сказали, так мы и сделали».
Но до утра 19 августа спецподразделению «А», взявшему в кольцо поселок «Архангельское-2», никакой команды так и не поступило. О том, что произошло утром 19 августа, рассказал исполнявший в то время обязанности заместителя начальника отделения группы «Альфа» Николай Бетин:
«Наше подразделение стояло на крайнем рубеже выхода из поселка. (…) Когда машина (от автора: на которой утром 19 августа Ельцин отправился в Москву) уже появилась, мы еще раз спросили руководство, что делать. Нам ответили: «Ждите, нет команды». И мы проводили эту большую правительственную машину, и Борис Николаевич был таков».
А дальше было противостояние у Белого дома, и опять бойцы ждали и так не дождались приказа о его «зачистке»: то ли кому-то не хватило мужества; то ли кому-то помогла житейская мудрость не отдавать такой приказ. Однозначного ответа на этот вопрос нет по сей день, но ясно одно: если бы не эта нерешительность, сейчас мы жили бы в другой стране.