ad_informandum

Categories:

Погружение на рекордную глубину

4 августа 1985 года советская атомная подводная лодка К-278 (с 31 января 1989 года переименованная в «Комсомолец») установила абсолютный мировой рекорд по глубине погружения - 1 тыс. 27 метров (по другим данным – 1 тыс. 20 метров). Этот рекорд остается не побитым до сих пор.  

АПЛ "Комсомолец"
АПЛ "Комсомолец"

По словам экспертов, обычные предельные глубины большинства атомных подлодок – в два раза меньше, а неатомных – в три. Погрузиться на такие глубины К-278 позволил сверхпрочный титановый корпус (на километровой глубине погружения давление на корпус достигает более 3 млн. тонн). Кроме повышения прочности применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса: всего 39% от нормального водоизмещения по сравнению с аналогичным показателем других АПЛ.

Тактико-техническое задание на разработку глубоководной атомной подводной лодки командование ВМФ СССР выдало ЦКБ-18 (сейчас ЦКБ «Рубин») еще в 1966 году. Процесс проектирования был завершен в 1974-ом, а 22 апреля 1978 года уже была заложена АПЛ К-278. Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй. 18 января 1984 года АПЛ К-278 была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота.  

«4 августа 1984 года «Комсомолец» вышел в точку погружения, которая находилась в одной из глубоководных котловин Норвежского моря. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был вице-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, председатель Государственной приемной комиссии. В отсеках находился и главный конструктор уникального корабля - Юрий Кормилицын.

В этот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале, секретности ради, цифры предельной глубины. Рабочая глубина погружения 1000 метров, а предельная - 1250!. Это втрое больше, чем могла погружаться обычная атомная подлодка», 

- так события этого дня описываются в книге подводника, капитана 1 ранга в отставке Юрия Бахарева «Триумф и трагедия «Комсомольца»».  

Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков. Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Как позже вспоминал один из участников этого уникального погружения - капитан 2 ранга Василий Кундрюков (его воспоминания были опубликованы в журнале «Морполит»), на глубине 1000 метров подлодка находились почти час (51 минуту):  

«Затем погрузились еще, по одним манометрам это была глубина 1040 метров, но по общему согласию была официально зафиксирована глубина 1020 метров».  

При всплытии, на рабочей глубине 800 метров была выполнена фактическая проверка работы торпедо-ракетного комплекса: были успешно совершены выстрелы торпедами-болванками.  

Совершив глубоководное погружение, подводная лодка вернулась на базу, где ее встретил командующий Северного флота адмирал Иван Капитанец. Он поздравил «экипаж героев» с успешным проведением главных испытаний и пообещал представить всех членов команды к государственным наградам.  

Естественно, что создание такой глубоководной субмарины как К-278 имело вполне прагматические цели. По мнению экспертов, погружение на глубины более 1 тыс. метров позволяет не только «спрятаться» от малогабаритных торпед, но и «может стать одним из ключевых способов ухода от обнаружения неакустическими авиационными и особенно космическими средствами» (более подробно с оценками экспертов можно ознакомиться в материале ««Плавник»/«Комсомолец» – ошибка или прорыв в XXI век?», опубликованном на портале «Военное обозрение»).  

В период с 1986 по 1988 годы К-278 более 450 суток находилась в море, выполняя задачи боевой службы, боевой и тактической подготовки.  

31 января 1989 года лодка получила наименование «Комсомолец», под которым она проходила всего 67 дней: 7 апреля 1989 года, когда подлодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов в том же Норвежском море, на ней произошел пожар, в результате которого она затонула. В общей сложности, на момент аварии на борту АПЛ находились 69 членов экипажа, из которых удалось спасти лишь 27 человек.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded