ad_informandum

Categories:

Москва – Каракумы – Москва

6 июля 1933 года от Автозавода имени Сталина (с 1956 года - ЗИЛ) стартовал автопробег Москва – Каракумы – Москва, в ходе которого за 86 дней 23 автомобиля преодолели 9 тыс. 400 км, двигаясь как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. 

Карта автопробега
Карта автопробега

Маршрут пробега был просто невероятный: Москва - Горький - Чебоксары – Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск - Аральск - Ташкент – Самарканд - Бухара – Чарджуй - Ургенч – Пустыня Каракумы - Красноводск – паром через Каспийское море – Баку – Тбилиси – Орджоникидзе – Ростов-на-Дону – Харьков – Воронеж – Тула – Москва. Из 9 тыс. 400 километров общей его протяженности только 2 тыс. 270 километров составляли шоссейные дороги низкого качества, 1 тыс. 320 километров – грунтовые дороги, 4 тыс. 580 километров - просёлочных путей и 1 тыс. 200 километров - полного бездорожья. 

Участники автопробега
Участники автопробега

В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях: 18 советских и 5 иностранных. Организаторами путешествия была поставлена задача изучить выносливость, прежде всего, отечественных автомобилей в тяжелых эксплуатационных условиях. Особая ее актуальность объяснялась тем, что на ЗИСе (ранее – завод АМО) была проведена крупномасштабная реконструкция, а на Нижегородском автомобильном заводе (с 1946 года – ГАЗ) в январе 1932 года с конвейера стали сходить первые автомобили. Так что, такой «тест-драйв» становящемуся отечественному автопрому был действительно необходим: это был не только экзамен для советской техники, но и сравнение ее ходовых качеств с автомобилями, изготовленными на американских заводах.

«Условия пробега были очень тяжелыми. Температура в кабинах достигала 75°С. В зыбучих песках буксовали колеса, машины вязли до ступиц. Мелкая пыль проникала во все щели. На солончаковых болотах и выветрившихся гипсовых породах скорость падала до 1 км/ч. Проблемой было снабжение людей и машин водой. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения. Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели...». Все это фиксировал во время пробега знаменитый кинодокументалист Роман Кармен», 

- так условия этого путешествия описываются в книге «Каракумский пробег» Артема Кресина (у Кресина в этом автопробеге участвовал отец). 

Проблемы в пути
Проблемы в пути

Как сообщается в книге А. Кресина, «в среднем в сутки автомобили проходили 108 км. Большое время остановок и низкая общая скорость объяснялись, прежде всего, проведением многочисленных митингов в городах и населённых пунктах. Улицы украшались флагами и лозунгами типа «Привет участникам автопробега!». 

Несмотря на все тяготы трехмесячного путешествия никто из участников автопробега «с дистанции» не сошел: колонна в полном составе финишировала в Москве 30 сентября 1933 года. Трое из участников пробега были награждены орденом Ленина – высшей на тот момент в СССР наградой, остальные получили почётные грамоты, нагрудный памятный знак и кожаные пальто. Именно после этого пробега Сталин произнёс фразу: 

«У нас не было автомобильной промышленности. Она у нас есть теперь».


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded