ad_informandum

Categories:

Электросамокаты хотят приравнять к мопедам

За загадочной аббревиатурой «СИМ» скрываются всевозможные электросамокаты, гироскутеры и прочие столь популярные в последнее время средства индивидуальной мобильности. В связи с резким увеличением происшествий с их участием в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, участники которого высказали свои предложения по упорядочиванию их движения через внесение поправок в ПДД.

epicris.ru
epicris.ru

Учитывая остроту и социальную значимость проблемы, в этом мероприятии приняли участие секретарь ОП РФ Лидия Михеева, глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев, представитель ГКУ «Центра организации дорожного движения» при правительстве Москвы Яна Мерцалова, депутат Госдумы РФ Владимир Афонский, а также представители Министерства транспорта РФ и ГИБДД.

Если коротко сформулировать суть предлагаемых изменений, то она заключается в том, что СИМы хотят отнести к транспортным средствам, со всеми отсюда вытекающими последствиями (например, запретом на езду в нетрезвом состоянии; ответственностью за наезды на пешеходов и несоблюдение правил ПДД).

Открывая работу круглого стола, секретарь ОП РФ Лидия Михеева отметила, что проблема необходимости внесения изменений в ПДД была поставлена Общественной палатой задолго до множества ДТП с трагическим исходом, которые регулярно происходят с малым электротранспортом на дорогах страны:

«Когда эти транспортные средства только начали распространяться в городах России, мы с председателем Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК говорили о том, что к этому должна быть готова вся система дорожного движения. Сейчас мы должны быть готовы к тому, что такие виды транспорта будут меняться, совершенствоваться, будут появляться новые. Необходимо обеспечивать максимальную безопасность и для тех, кто управляет этими видами транспорта, и для всех остальных участников дорожного движения».

Председатель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев также отметил необходимость скорейшего внесения поправок в ПДД:

«Надо как можно скорее менять ПДД. Как обыватель я не понимаю, чем отличаются электросамокат и велосипед с электрическим двигателем от мопеда. Курьеры и доставщики еды, которые мечутся со скоростью 40 км/ч по встречной и тротуарам, – страшное зрелище. Мэр Кисловодска упал с самоката и в тяжелейшем состоянии перевезен в Москву. А где шлем? А страхование? Кто за это будет отвечать – компания, которая предоставляет прокат, или сами пользователи? А как их распознать? Позиция СПЧ однозначна: надо вводить эти новые виды транспорта и развлечений в правовое поле. Никаких других мнений здесь быть не может. Нас поддерживают и опросы общественного мнения. Обиды со стороны молодежи надо учитывать, но они не должны быть решающим фактором. Как только будут более-менее формализованные предложения, видимо, законодательные, мы будем готовы подключиться и дать свое заключение».

Позицию транспортного комплекса Москвы по этому вопросу озвучила начальник отдела по работе в очагах аварийности ГКУ «Центра организации дорожного движения» при правительстве Москвы Яна Мерцалова:

«Средства индивидуальной мобильности, с точки зрения транспортного комплекса Москвы, – это транспортные средства. Формируя эту позицию, мы, в первую очередь, исходили из возможностей администрирования, потому что мы видим, как вместе с развитием этого рынка растет и аварийность. Со средствами индивидуальной мобильности за 5 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы видим рост примерно в 3 раза. Это закономерно с учетом количества поездок, которые в этом году уже превысили отметку в 2 миллиона, и это только те поездки, которые совершены на прокатных самокатах. Информацией о поездках на личном транспорте мы не располагаем. И вот мы уже имеем 58 ДТП. И хочу здесь отметить, что это только те ДТП, которые зафиксированы и произошли с участием транспортных средств. То есть, в эту статистику не попадают столкновения с пешеходами (в рамках действующего законодательства, пока СИМ официально не признаны транспортным средством, их наезды на пешеходов ДТП не считаются – прим. автора). Поэтому с точки зрения администрирования и возможности людям отстаивать свои права, мы поддерживаем отнесение средств индивидуальной мобильности (СИМ) к транспортным средствам. После отнесения их к транспортным средствам сюда автоматом присоединится необходимость управлять ими трезвыми и соответствующая ответственность».

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов представил на круглом столе доклад с последним вариантом поправок в ПДД, регулирующим всевозможные новые средства транспорта.

«Во-первых, любые транспортные средства с электродвигателями должны перемещаться по дорогам по правилам, предусмотренным для мопедов. Во-вторых, мы предлагаем ввести термин «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). В случаях, когда такие средства не имеют двигателей либо двигатель используется для гироскопической стабилизации, они должны эксплуатироваться по правилам для велосипедов, если двигатель есть — по правилам для мопедов. Наконец, необходимо приравнять все средства индивидуальной мобильности к транспортным средствам: у человека на СИМ появится явный правовой статус водителя, и в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ он будет нести ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, также автоматически появится обязанность передвигаться на СИМ в трезвом состоянии», — сообщил он.

Александр Холодов также отметил, что возраст допуска граждан на дорогу должен быть повышен с 14 до 16 лет — возраста наступления административной ответственности. В общей сложности он представил 12 предложений изменений в ПДД, составленных экспертным сообществом.

Предельную скорость СИМ на тротуарах Александр Холодов предложил ограничить 25 км/ч (по его словам, это средняя скорость бегущего человека), на что депутат Госдумы РФ Владимир Афонский возразил, что с учетом того, что на таком электросамокате может перемещаться мужчина с весом за 80 кг, и 5 км/ч будет более чем достаточно.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Коробчак рассказал о том, что в системе водительских прав существует категория М, дающая право на управление мопедом. Общественники считают, что получение категории М должно стать обязательным для лиц, использующих средства индивидуальной мобильности.

«Для лиц, планирующих получить водительские права категории М, необходимо создать более легкие программы обучения, исключить из них практическую часть. В этом случае граждане будут более охотно записываться на сдачу теоретического квалификационного экзамена, что даст нам возможность получить грамотных участников дорожного движения, которые будут знать ПДД», — сказал он.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded