Коронакризис прикрывает экономические проблемы
Выступая недавно на Петербургском международном экономическом форуме, президент России Владимир Путин, как раньше говорили, «с чувством глубокого удовлетворения» заявил, что национальная экономика выходит из кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Правда, видят этот «восстановительный рост» пока далеко не все…
Как выяснилось в ходе пресс-конференции, организованной «Общественной службой новостей», не все ученые-экономисты столь же оптимистично оценивают текущую ситуацию, да и явно преувеличенная роль самой пандемии в очевидных и долгосрочных кризисных явлениях в российской экономике вызывает много вопросов. Некоторые из них озвучил профессор Международного института управления, доктор экономических наук Николай Пучков:
«Вообще, по моему мнению, вся эта пандемия – это, скорее, шоу, которое повлекло за собой определенные действия чиновничьего аппарата, который очень увлекся этим делом. А вообще надо посмотреть, почему наша экономика подвержена таким колебаниям? Что было в 2020 году? Да, упала занятость, упала экономика, но если бы у нас была независимая экономика, всего этого не было бы. Я за свою жизнь пережил гораздо более серьезные пандемии (например, в Москве в 50-х годах была эпидемия «черной» оспы; потом, в конце 60-х годов, была эпидемия холеры), и все эти эпидемии никаким образом не влияли на экономику. Это объясняется тем, что была независимая система советской экономики».
Поэтому, по его мнению, надо внимательнее присмотреться к природе и генезису наших современных экономических проблем:
«Наша экономика находится в стагнации. Даже, я бы сказал, в постоянно развивающемся кризисе. Главным показателем развития экономики является благосостояние народа, а у нас (даже по официальным данным) 20 миллионов россиян – за чертой бедности; низкие зарплаты, маленькие пенсии – вот это итоговые показатели! Потому что каждое государство сильно своим народом, сильно благосостоянием своего народа, сильно занятостью этого народа. Есть ли это у нас?! И до пандемии с этим было не очень, а после пандемии стало еще хуже».
Причину затяжного кризиса российской экономики профессор Николай Пучков видит в отсутствии эффективной системы управления государством и управления экономикой:
«Существует четыре функции управления (они непреложны в любом обществе – капиталистическом, социалистическом, любом): это планирование, организация, учет и контроль. Теперь посмотрим, как сложилось наше управление: от планирования отказались вообще; организация разбросана по разным министерствам и ведомствам. (…) Учет: предоставляют нашему президенту достоверные сведения или не очень? В свое время министр финансов Франции сказал, что есть три вида лжи – это ложь явная, ложь скрытая и статистика. Статистика – это очень «хитрая» вещь, потому что ей всегда можно манипулировать: вот вышли мы из кризиса после пандемии или не вышли? Да, можно хоть так «нарисовать», хоть эдак… Если вы возьмете в долларовом выражении, то кризис продолжается, а если возьмете в рублевом выражении, то вроде бы выходим. А за счет чего выходим? Больше товаров произвели? Нет, цены на товары увеличились. И это уже в статистику пошло: им же сказали, что мы выходим из кризиса, вот мы и выходим. Поэтому большая беда, что Росстат подчинен Минэкономразвития: то есть тот, кто отвечает за развитие, тот и отчитывается вот этими статистическими данными».
Не всё ладно в отечественной системе управления, по мнению Николая Пучкова, и с функцией контроля, с контрольными органами:
«Да, существует Счетная палата РФ… Но ее как-то всё время «подвигают» на текущую деятельность. Ее руководство назначается Федеральным Собранием, и вроде бы она и проверяет, но ей не дают развернуться. Поэтому должен быть действенный контрольный орган, который будет подчиняться непосредственно президенту».
Кроме этого, по мнению экономиста, нужно срочно пересмотреть управление денежно-кредитной сферой России, так как у нас очень высокая процентная ставка, которую устанавливает Центробанк:
«Во время коронакризиса в Европе ставка снижалась до 2%, до 1%, и даже была «отрицательная» учетная ставка центральных банков: то есть там, если коммерческий банк кредитует предприятие, то ему еще и премия выплачивается. Естественно, что это поддерживает экономику, в том числе и в кризисной ситуации. У нас, как только наш президент объявил о том, что надо развивать экономику, Центробанк вдруг поднимает учетную ставку. Это всё мотивируется борьбой с инфляцией. Но, наверное, наши финансовые власти забыли один принцип из учебника о том, что инфляция есть соотношение между денежной и товарной массами. Если вы не даете производству развиваться, то товарная масса будет уменьшаться, а значит, инфляция будет расти. Значит, тогда вы опять снижаете кредитование промышленности, а она еще снижает свое производство. Так возникают страшные кризисы».
Резюмируя свое выступление, Николай Пучков подчеркнул, что «существующая система управления нуждается в реформе и реструктуризации, если мы хотим, чтобы наша экономика действительно развивалась».