Почему рыжих дразнят?
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?

Носители рыжих («золотых», «огненных») волос — избранники, отмеченные свыше жертвы. Рыжий человек во многих архаических культах воспринимался как представитель духа хлеба и в силу этого становился жертвой. Это ритуальное убийство обычно производилось сельскохозяйственным орудием (серпом, мотыгой, лопатой, цепом и т.д.) и имитировало посев. Отсюда произрастает и обычай дразнить рыжих.
Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!

Кто не знает эту дразнилку?
«Почти все считают ее пустой обидной формулой, реализующей вербальную агрессию по отношению к определенной категории людей, когда-то придуманной каким-то талантливым шалуном, - говорится в книге «Homo amphibolos: археология сознания» С.З. Агранович и С.В. Березина. - Однако в этом крошечном тексте законсервированы подлинные представления древности. Здесь нет ничего случайного. То, что убивается дедушка, почти определенно связано с ритуальным отправлением стариков на тот свет. Это отправление производилось обычно сельскохозяйственным орудием и имитировало посев, жатву, обмолот.
Стариков убивали не для того, чтобы избавиться от лишних ртов, а для того, чтобы они, воскреснув и прорастя сквозь землю как новое зерно, продолжили свое существование. Внук-убийца не случайно рыжий, как вообще не является случайным обычай дразнить рыжих, ибо рыжий человек во многих архаических культах воспринимался как представитель духа хлеба и в силу этого становился жертвой.
Каждая дразнилка рассчитана на смеховое глумление, насмешку. Эта необыкновенно популярная среди детей дразнилка всегда шокирует современное сознание, ведь смеются, в конечном счете, над страшным и жестоким событием — убийством старика внуком.
Авторам известного советского мультипликационного фильма удалось успешно снять этот шокирующий эффект, «дописав» дразнилку, включив в диалог ответа внука:
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
Конечно, это искажает первозданный смысл дошедшего до нас из тьмы веков ритуального текста, ведь смех в нем был не издевательский и не глумливый, а оживляющий и воскрешающий».
У славян существовало поверье, что земля принимает умерших предков и отдаёт их души новорожденным (Комарович В.Л., I960, с. 104; Шило Б.П., 1972, с. 71). По широко бытовавшим представлениям, жизненная сила убитого переходит к живым, как это считалось при убийстве состарившихся вождей (Фрезер Д., 1986, с. 87). Умерший родственник-предок становился защитником и покровителем живущих, приобщался к сонму богов. С этим связан обычай убивать специального представителя общины и отправлять его на тот свет к богам как своего посланца.
Пережитки этого обряда прослеживаются в славянских календарных праздниках. Такой обычай известен в культах и других народов. У чукчей добровольная смерть ради пользы общины считалась почетной (Зеленин Д.К., 1936, с. 58). Геты каждые пять лет посылали к богам вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу всё, в чем они нуждаются в данное время (Геродот, 1972, с. 210). По наиболее универсальным понятиям, жертва человека имела значение искупления и очищения, вызывалась стремлением умилостивить богов и добиться благоденствия для живущих (Фрезер Д., 1936, с. 529-534). Поэтому этот обряд совершался для предупреждения и спасения при тяжких бедствиях, войнах, неурожаях (Зеленин Д.К., 1936, с. 58).