Categories:

Почему рыжих дразнят?

Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?  

«Рыжий, рыжий, конопатый» — советский короткометражный рисованный мультфильм 1971 года режиссёра Леонида Носырева.  Слова песенки из него Эдуарда Успенского, музыка Евгения Ботярова.
«Рыжий, рыжий, конопатый» — советский короткометражный рисованный мультфильм 1971 года режиссёра Леонида Носырева. Слова песенки из него Эдуарда Успенского, музыка Евгения Ботярова.

Носители рыжих («золотых», «огненных») волос — избранники, отмеченные свыше жертвы. Рыжий человек во многих архаических культах воспринимался как представитель духа хлеба и в силу этого становился жертвой. Это ритуальное убийство обычно производилось сельскохозяйственным орудием (серпом, мотыгой, лопатой, цепом и т.д.) и имитировало посев. Отсюда произрастает и обычай дразнить рыжих.

Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!

Кто не знает эту дразнилку? 

«Почти все считают ее пустой обидной формулой, реализующей вербальную агрессию по отношению к определенной категории людей, когда-то придуманной каким-то талантливым шалуном, - говорится в книге «Homo amphibolos: археология сознания» С.З. Агранович и С.В. Березина. - Однако в этом крошечном тексте законсервированы подлинные представления древности. Здесь нет ничего случайного. То, что убивается дедушка, почти определенно связано с ритуальным отправлением стариков на тот свет. Это отправление производилось обычно сельскохозяйственным орудием и имитировало посев, жатву, обмолот.  

Стариков убивали не для того, чтобы избавиться от лишних ртов, а для того, чтобы они, воскреснув и прорастя сквозь землю как новое зерно, продолжили свое существование. Внук-убийца не случайно рыжий, как вообще не является случайным обычай дразнить рыжих, ибо рыжий человек во многих архаических культах воспринимался как представитель духа хлеба и в силу этого становился жертвой.  

Каждая дразнилка рассчитана на смеховое глумление, насмешку. Эта необыкновенно популярная среди детей дразнилка всегда шокирует современное сознание, ведь смеются, в конечном счете, над страшным и жестоким событием — убийством старика внуком.  

Авторам известного советского мультипликационного фильма удалось успешно снять этот шокирующий эффект, «дописав» дразнилку, включив в диалог ответа внука:

А я дедушку не бил,

А я дедушку любил.

Конечно, это искажает первозданный смысл дошедшего до нас из тьмы веков ритуального текста, ведь смех в нем был не издевательский и не глумливый, а оживляющий и воскрешающий».

У славян существовало поверье, что земля принимает умерших предков и отдаёт их души новорожденным (Комарович В.Л., I960, с. 104; Шило Б.П., 1972, с. 71). По широко бытовавшим представлениям, жизненная сила убитого переходит к живым, как это считалось при убийстве состарившихся вождей (Фрезер Д., 1986, с. 87). Умерший родственник-предок становился защитником и покровителем живущих, приобщался к сонму богов. С этим связан обычай убивать специального представителя общины и отправлять его на тот свет к богам как своего посланца.
Пережитки этого обряда прослеживаются в славянских календарных праздниках. Такой обычай известен в культах и других народов. У чукчей добровольная смерть ради пользы общины считалась почетной (Зеленин Д.К., 1936, с. 58). Геты каждые пять лет посылали к богам вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу всё, в чем они нуждаются в данное время (Геродот, 1972, с. 210). По наиболее универсальным понятиям, жертва человека имела значение искупления и очищения, вызывалась стремлением умилостивить богов и добиться благоденствия для живущих (Фрезер Д., 1936, с. 529-534). Поэтому этот обряд совершался для предупреждения и спасения при тяжких бедствиях, войнах, неурожаях (Зеленин Д.К., 1936, с. 58).  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded