«Помеха дорожному движению»
В конце мая 1928 года, несмотря на многочисленные протесты Главнауки и даже самого наркома просвещения Луначарского, был завершен снос (как тогда писали «сломка») храма с удивительной судьбой - церкви Трех Святителей у Красных ворот.
Храм получил свое название в честь трех каппадокийских отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Деревянная церковь, на месте которой в 1699 году на средства подьячего Приказа Большой казны Ивана Венюкова был построен каменный храм, была известна с 1635 года, сведения о существовании деревянного храма встречаются также в 1686 году. О строительстве каменного здания в 1699 году известно из грамоты святейшего патриарха Московского Адриана.
Освящение храма состоялось 31 мая 1705 года, его совершил митрополит Стефан (Яворский). Деревянный храм по причине близости к огородам называли «церковью в Огородниках», или же «в Старых Огородниках». Название «у Красных Ворот» церковь получила после того, как невдалеке была построена триумфальная арка в честь победы в Полтавской битве.
Как сообщает сайт «Православие.ру», 11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья (сейчас на этом месте стоит одна из сталинских «высоток» по адресу Садово-Спасская, 21). Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым, и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда в Москву он вернулся уже в пятилетнем возрасте.
Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном проезде «белого генерала» Михаила Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева - Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.
Как отмечает заведующая лабораторией Московского художественного института им. В.И. Сурикова Галина Максимова в статье-реферате «Судьба главного иконостаса церкви Трех святителей у Красных ворот», трагические судьбы этих двух памятников (Красных ворот и Трехсвятительской церкви) в 20-ые годы XX века оказались очень тесно переплетены:
«Отстаивая памятники, Главнаука старается подчеркнуть живописность этой архитектурной группы, украшающей городской облик, уникальность и особенность здания церкви и ее внутреннего убранства, сохранившего резной барочный иконостас. Реставраторы готовы были даже пожертвовать северной пристройкой и церковным палисадником».
8 января 1927 г. к делу подключается нарком просвещения Анатолий Луначарский, рассылая письма в Президиум ВЦИК, Совнарком, НКВД, Президиум Моссовета и пр. Он терпеливо объясняет, что церковь «построена в 1699 г. и является отличным образцом архитектуры Петровского времени с современным внутренним убранством», а «разгрузка уличного движения в этом месте может быть в значительной степени достигнута теперь же устранением ларьков у тротуара и палисадника, примыкающего к церкви т. н. Трех святителей и даже в случае дальнейшей необходимости путем разборки северной пристройки к зданию церкви, выступающей на площади».
Однако несмотря на все протесты и доводы оба памятника были снесены: Красные ворота - в мае-июне 1927 года, а Трехсвятительская церковь - через год.
«18 февраля 1928 года церковь была уже закрыта, и Мосгубисполком составил комиссию по ликвидации из представителей Мосгубмузея и др., «которая в настоящее время произвела передачу нескольких местных икон и части облачений, не имеющих музейной ценности, группе верующих, перешедших к церкви так называемых Петра и Павла на Ново-Басманной улице... Все иконостасы, крупные иконы и киоты временно остаются на месте и находятся в распоряжении Музейного подотдела. Скорее всего, разрушение церкви началось с разборки северной пристройки, а затем уже было принято решение о полном сносе, конечно, под предлогом улучшения уличного движения»,
- сообщается в статье Галины Максимовой.
Уникальный резной шестиярусный барочный иконостас был спасен и передан в храм св. Иоанна Воина на Большой Якиманке. На месте церкви разбили всего лишь маленький сквер рядом с павильоном станции «Красные ворота», построенном в 1934-1935 годы. 12 февраля 2015 года в день памяти Трех Святителей на месте разрушенного храма был освящен поклонный крест.