ad_informandum

Categories:

Шедевры, возвращенные немецкому народу

31 марта 1955 года Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина получил извещение о том, что Дрезденская коллекция будет возвращена в Германию. Среди бесценных произведений искусства, которые предстояло отдать, была и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля...  

Посетители выставки
Посетители выставки

Основанием для извещения стало соответствующее постановление Совета Министров СССР, принятое в марте 1955 года.  

«Впервые в истории страна, вышедшая из войны победителем, возвратила побежденной стране произведения искусства, попавшие в ее руки», 

- так было оценено мировым сообществом беспрецедентное решение советского правительства. По мнению аналитиков, таким образом руководство КПСС хотело подчеркнуть, что в странах соцлагеря узы дружбы важнее любых материальных ценностей.  

До этой «репатриации» картины из коллекции Дрезденской галереи в течение 10 лет хранились в Пушкинском музее. История их обнаружения и спасения солдатами советской армии носила характер почти детективный… 

В феврале 1945 года, когда союзники начали бомбить Дрезден, немцы перевезли картины Дрезденской галереи из хранилищ в каменоломни и шахты в различных уголках Саксонии. Когда эти территории были заняты войсками СССР, перед ними была поставлена задача по поиску сокровищ Дрезденской галереи. Возглавил группу поиска картин младший лейтенант Леонид Рабинович, служивший в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта (впоследствии об этом эпизоде он напишет повесть «Семь дней»). До начала войны он был художником и знал, что именно находится в Дрезденской галерее. Кроме того, Рабинович прекрасно владел немецким и мог подробно расспросить уцелевших жителей о пропавших шедеврах. Отыскать «схроны» им помогла случайно обнаруженная карта с зашифрованными обозначениями. Когда шахты все-таки удалось найти, выяснилось, что сырость и низкие температуры успели нанести полотнам серьезный ущерб. В середине июня 1945 года было решено вывезти их в СССР для реставрации. 10 августа картины Дрезденской галереи прибыли в Москву, где их встретили сотрудники Государственного музея изобразительных искусств.  

Как позже вспоминала директор Пушкинского музея Ирина Антонова, более 30% полученных полотен были сильно повреждены самым разным образом: иногда, по ее словам, это был просто разложившийся лак, а некоторые картины были покрыты плесенью. 

Реставрационные работы велись под руководством художника Павла Корина.

Павел Корин за работой по реставрации картин
Павел Корин за работой по реставрации картин

По словам Ирины Антоновой, в особо плохом состоянии была картина Тициана «Динарий кесаря»: когда ее подняли из шахты в Покау Ленгефельде, красочный слой отходил пластами. Доску из тополя, на которой она была написана, 2 года сушили. Чтобы спасти оригинальный красочный слой, Павлу Корину приходилось бороться буквально за каждый сантиметр. Научные сотрудники и реставраторы тщательно изучали, восстанавливали и описывали пострадавшие полотна. Когда произведения искусства в 1955 году возвращали, к каждой картине прилагался научно-хранительский паспорт.

Среди спасенных шедевров были «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Девушка, читающая письмо» Яна Вермера Делфтского, «Святая Инесса» Хусепе де Риберы.

2 мая 1955 года в Пушкинском музее открылась выставка, на которой были представлены свыше 350 картин из собрания Дрезденской галереи. 

Выставка в ГМИ им. Пушкина. 1955 год
Выставка в ГМИ им. Пушкина. 1955 год

Она работала до 25 августа, и за это время шедеврами успели полюбоваться около 1 млн. 200 тыс. зрителей. Причем увидеть они смогли лишь малую часть полотен, которые подлежали возращению: 515 из 1 тыс. 240 картин. 4 ноября того же года коллекция вернулась в Германскую демократическую республику (ГДР): сначала – в Берлин, потом – в Дрезден.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded