Не оправдали оказанного доверия
24 февраля 1947 года Сталин в ходе встречи в Кремле с создателем фильма «Иван Грозный» Сергеем Эйзенштейном и исполнителем в нем роли Ивана Грозного Николаем Черкасовым резко раскритиковал их работу, обвинив их в незнании и фальсификации истории.
Этой встрече на высшем уровне предшествовало разносное постановление Центрального Комитета ВКП(б) 1946 года, в котором работа Эйзенштейна была охарактеризована следующим образом:
«Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов…».
То, что Сталин захотел встретиться с режиссером и актером лично, объясняется, во-первых, особым отношением вождя к этому историческому персонажу; а во-вторых, тем, что, снимая своего «Ивана Грозного», Эйзенштейн выполнял «госзаказ». Как и за несколько лет до этого, когда снимал фильм «Александр Невский» (1938 г.). Первая часть «Ивана Грозного» была завершена в 1944 году и удостоилась Сталинской премии. Вторая часть под названием «Сказ второй: Боярский заговор» подверглась жесткой критике и особым постановлением Секретариата ЦК ВКП(б) была запрещена к показу.
Запись беседы, которая состоялась 24 февраля 1947 года в Кремле, сделал сразу же после встречи Борис Агапов со слов Эйзенштейна и Черкасова (текст беседы цитируется по кн. Михаила Вострышева «Москва сталинская»):
«Мы были вызваны в Кремль к 11-ти часам. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол...
Сталин: Вы историю изучали?
Эйзенштейн: Более или менее...
Сталин: Более или менее.. Я тоже немного знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.
Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.
Молотов: Это принципиальной разницы не составляет.
Сталин: Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы. Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин второй.
Жданов: Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.
Молотов: Вообще, сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.
Сталин: Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.
Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.
Молотов: Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.
Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он недорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.
Молотов: Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного «Богатыри». Демьян Бедный там издевался над крещением Руси. А дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.
Сталин: Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе невозможно. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток...».
Справка:
Как сообщает киновед Ольга Шмелева, рассказывая о непростой судьбе на площадке Информационного центра «Мосфильм-Инфо», вторая часть фильма «Иван Грозный» была отложена на полку и увидела свет только в 1958 году, когда уже не стало ни «заказчика» киноленты Иосифа Сталина, ни режиссера Сергея Эйзенштейна. Из-за обрушившейся на вторую часть фильма критики, а также по причине болезни Сергею Эйзенштейну не удалось до конца воплотить в жизнь свой творческий замысел касательно судьбы Ивана Грозного. Режиссер планировал выпуск третьей части, в которую должны были войти такие исторические события, как драма отца и сына Басмановых, сцена исповеди, смерть Курбского, Ливонская война и выход к Балтийскому морю в финале. Именно так по задумке режиссера могла бы завершиться грандиозная киноэпопея, но этой идее не суждено было осуществиться.