Categories:

"Как живой с живыми говоря"

28 июля 1958 года состоялась торжественная церемония открытия памятника Владимиру Маяковскому на площади Маяковского (ныне Триумфальной).  

На следующий день, 29 июля 1958 года, «Московская правда» в репортаже с места события сообщала: 

«Вчера на залитой ярким июльским солнцем площади Маяковского собрались тысячи трудящихся столицы. Они пришли сюда на торжественное открытие памятника великому русскому поэту, бойцу, новатору, трибуну пролетарской революции — Владимиру Маяковскому.  
На трибуну поднимаются представители московской общественности, писатели, деятели искусств. Здесь председатель исполкома Московского Совета Н. Н. Бобровников, секретари МГК КПСС И. Т. Марченко, С. Д. Орлов, министр культуры СССР Н. А. Михайлов, секретари правления Союза писателей СССР А. А. Сурков, Н. С. Тихонов, заведующий отделом ЦК КПСС Д. А. Поликарпов, писатели А. Т. Твардовский, С. И. Кирсанов, сестра поэта Л. В. Маяковская, автор памятника — скульптор А. П. Кибальников и другие.  
По поручению правительства Советского Союза памятник Владимиру Маяковскому открывает Николай Тихонов. Величаво звучит над площадью Гимн Советского Союза. Спадает шелковое покрывало. И вот, отлитая из бронзы, в полный рост шестиметровая фигура Маяковского предстает перед москвичами, запрудившими площадь.  
Смелый взгляд поэта-агитатора, поэта-борца устремлен в сторону восходящего солнца. В руке — записная книжка. Образ В. Маяковского вдохновил скульптора А. П. Кибальникова на создание замечательного памятника.  
Горячо звучит взволнованная речь Николая Тихонова: «Маяковский является первым поэтом нашего времени, первым поэтом мирового пролетариата, он сильнее всех других поэтов сумел рассказать миру о пролетарской революции и первом пролетарском государстве, сумел свой стих перенести далеко за пределы Советского Союза. Голос его стал слышен во всех уголках мира. (…) Маяковский любил Москву глубоко и искренне. И сегодня Москва празднует торжественный, большой праздник поэзии, отвечая славному поэту пролетарской революции самой сердечной признательностью».  
«И каждый из нас, — говорит в заключении Н. Тихонов, — может воскликнуть вместе с поэтом: «И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!».  

Эти строки высечены на постаменте.  

Затем слово предоставляется министру культуры СССР Н. А. Михайлову.  

Он говорит о творчестве Маяковского, его коммунистической идейности, воинствующей партийности, беспредельной любви к человеку труда и ненависти к врагам революции: 

«Владимир Маяковский твердо верил в силы рабочего класса, в величие и разум Коммунистической партии, в победу бессмертных идей коммунизма. Смело и остро разоблачал поэт реакционные силы Соединенных Штатов Америки. Можете представить себе, с какой страстью обрушился бы Маяковский на нынешнее вторжение американских империалистов в Ливан, на тех, кто все еще пытается любой ценой спасти безнадежное, обреченное на слом и уничтожение здание колониализма! Мы открываем памятник Владимиру Маяковскому в дни, когда великое коммунистическое дело, которому он отдал весь свой замечательный талант, одерживает новые и новые успехи. Вместе с нами Маяковский борется за победу коммунизма, за победу великого ленинского дела».  

Могучими всплесками волн прокатываются по площади аплодисменты».

Долгая предыстория

Появлению этого памятника предшествовала длительная предыстория. В 1935 году Триумфальная площадь была переименована в площадь Маяковского, а к 10-ой годовщине со дня смерти поэта в апреле 1940-го состоялась торжественная церемония закладки памятника «поэту-трибуну, певцу советской жизни» и был объявлен всесоюзный конкурс на его проект. Однако успешному его завершению помешала начавшаяся вскоре Великая Отечественная война. После войны прошло еще два тура конкурса, и наконец в выставочном зале Манежа собрались видные художники, писатели, родные поэта, чтобы посмотреть на лучшие работы.  

Покидая высокое собрание, скульптор Александр Кибальников убежденно сказал председателю Госкомиссии Вучетичу: 

«А все же Маяковского буду лепить я!». 

И, действительно, так и произошло.  

Над шестиметровым бронзовым памятником Кибальников работал целых 6 лет. 

«Я лепил поэта, сообразуясь со своим душевным настроением и понятием образа… Похожим сделать нетрудно, а вот характер передать – это тяжело», 

- говорил автор.  

Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади Маяковского, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по территории.  

«Возродился посмертно, как слово…»

После окончания официальной церемонии открытия, включавшей «литературный концерт» с участием известных советских поэтов и чтение стихов Маяковского, праздник продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанный поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали традиционными. Позднее «у Маяковского» зазвучали уже не только поэтические выступления. Вдохновленная «оттепелью» молодежь дискутировала на философские и исторические темы, обсуждала текущие политические события. Время от времени случались и политические выступления оппозиционного характера. На площади завязывались знакомства, формировались кружки – не только литературные, но и политические.  

Многие из тех, кто принимал участие в сходках, стали впоследствии известными диссидентами. На площади бывали Юрий Галансков, Владимир Осипов, Владимир Буковский и другие, чьи имена вошли в историю становления независимой общественности в России. Власти неоднократно пытались пресечь «несанкционированные сборища». Сходки разгонялись милицией и дружинниками, их участников задерживали, сообщали об их «антиобщественном поведении» по месту учебы или работы. Однако окончательно прекратить встречи удалось лишь в начале 1960-х годов, когда трое активистов «Маяковки» – Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за «антисоветскую пропаганду».  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded