В новый год – с новым гимном
В ночь на 1 января 1944 года в эфире Всесоюзного радио состоялась первая трансляция гимна СССР, слова для которого написали Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан, а музыку – Александр Александров.

«1 января 1944 года в полночь по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР. Исполнил его оркестр Большого театра под управлением А. Мелик-Пашаева. С начала года в московских школах, домах пионеров, домах художественного воспитания детей начали разучивать новый гимн»,
- так об этом знаменательном событии сообщается в книге Михаила Вострышева «Москва сталинская».
Собственно совершенно новым на тот момент был только текст гимна, так как мелодию, на которую он был положен, композитор Александров написал еще в 1938 году для «Песни о Партии» на слова Лебедева-Кумача. По воспоминаниям Дмитрия Шостаковича, «Александров со своим ансамблем исполнял её в ритме марша, но Сталин распорядился петь в более медленном темпе, как гимн. Прослушав, он назвал её «песней-линкором», и дал ей новое название: с того момента она назвалась «Гимном Партии большевиков»».
Текст «Песни о Партии» состоял из четырёх куплетов и припева. То, как это звучало, можно представить себе по первому куплету (а их было четыре) и припеву:
«Страны небывалой свободные дети,
Сегодня мы гордую песню поём
О партии самой могучей на свете,
О самом большом человеке своём».
Припев:
«Славой овеяна, волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков!
Партия Ленина, партия Сталина —
Мудрая партия большевиков!».
Работа над созданием нового гимна Советского Союза была начата по заданию партии и лично товарища Сталина весной 1942 года.
Через год, в мае 1943 года, ответственный за эту работу товарищ А.С. Щербаков в докладной записке сообщал Сталину о ее результатах:
«Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза. К работе над текстом гимна были привлечены лучшие наши поэты. После длительной работы сдали тексты гимна 19 авторов (27 текстов): Лебедев-Кумач, Гусев, М. Голодный, Н. Тихонов, Исаковский, С. Васильев, Антокольский, Рыльский, П. Тычина, Самед Вургун, Колычев, Долматовский, Френкель, Катаев и другие.
Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек: А. Александров – три варианта (на слова Лебедева-Кумача), И. Дзержинский, Соловьев-Седой, Т. Хренников (на слова Гусева), Белый (на слова Френкеля), Кручинин (на слова М. Голодного), Чернецкий (на слова Лебедева-Кумача) и Блантер (на слова Долматовского). Над музыкой гимна также работали композиторы: Шапорин, Шостакович, Мурадели, Юровский, но никто из них пока с этой задачей не справился.
Все представленные варианты гимна (за исключением гимна, написанного Хренниковым) были разучены хорами и оркестрами Большого театра, Радиокомитета, ансамблем под управлением А. Александрова, оркестром под управлением Чернецкого и прослушаны. В результате исполнения гимнов оказалось, что ни одно из представленных произведений не может быть рекомендовано в качестве гимна СССР.
Некоторые гимны написаны более удачно, например, музыка Соловьева-Седого на текст Гусева, И. Дзержинского на текст Гусева, М. Блантера на текст Долматовского, Белого на текст Френкеля, но и они требуют серьезной дополнительной работы. Работа композиторов и поэтов над гимном продолжается. В целях поощрения работы поэтов и композиторов над гимном и ее ускорения прошу разрешить организовать закрытый конкурс на лучший текст и лучшую музыку гимна, установив для этого следующие премии: за текст гимна: одну первую премию – 100 тыс. руб., две вторых премии по 50 тыс. руб., за музыку гимна: одну первую премию – 100 тыс. руб., две вторых премии по 50 тыс. руб.».
Всего в ходе творческих состязаний от 170 композиторов было представлено 223 различных вариантов гимна, однако после отбора в финальный этап в декабре 1943 года попали лишь 8 композиций. Окончательный выбор комиссии в пользу гимна композитора и военного дирижёра Александра Александрова и авторов слов Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана был сделан буквально за пару дней до нового 1944 года.

В день торжественного утверждения Гимна СССР 14 декабря 1943 года в Большом театре Сталин, обращаясь ко всем многочисленным участникам его создания, сказал:
«Мы приняли новый гимн страны. Это большое событие… Александр Васильевич Александров создал в свое время музыку Гимна партии большевиков, которая больше всего подошла для Гимна Советского Союза. (Обращаясь к Шостаковичу.) Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это — гимн могучей страны, в нем отражена мощь государства и вера в нашу победу. Товарищ Щербаков! Нам, видимо, надо принять постановление Совнаркома? И назначить день первого исполнения гимна. Мы можем успеть дать команду нашему радио исполнить гимн в новогоднюю ночь?».
Но этому торжественному событию, как позже вспоминал Сергей Михалков, предшествовала длительная и очень кропотливая работа над текстом, в которой принимал участие сам товарищ Сталин. Текст, по его словам, сразу создавался с ориентацией на мелодию Александрова:
«Мы вспомнили часто звучавший по радио «Гимн партии большевиков» со словами В И. Лебедева-Кумача на музыку А В. Александрова. Решили взять за основу стихотворного размера первый куплет этой песни».
Сталин, как позже писал Сергей Михалков, лично вычитывал и очень тщательно редактировал каждый из предложенных поэтами вариантов текста.

Например, в первом варианте первой строки «Свободных народов союз благородный» Сталину не понравилось слово «благородный», так как у него это слово ассоциировалось с «вашими благородиями» проклятого царского режима. Кроме того, товарищ Сталин посчитал, что называть его в гимне «избранником народа» не следует, а вот о Ленине сказать, что он был «великим», надо. В результате внесенной правки второй куплет получился таким:
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил».
Как вспоминал Корней Чуковский, сам Сергей Михалков к результатам своей работы относился достаточно критично:
«Ну что ж, все гимны такие. Здесь критерии искусства неприменимы! Но зато другие стихи я буду писать - во!».