Что нашим врагам и не снилось….
30 декабря 1922 года на 1-ом Съезде Советов, на котором было провозглашено о создании СССР, Сергей Киров выдвинул идею возведения в столице Дворца Советов – самого грандиозного здания в мире, символизирующего победу социализма.

Рождение грандиозного замысла
Выступая с речью перед делегатами всех братских республик, товарищ Киров сказал буквально следующее:
«Я думаю, что этот день должен быть ознаменован нами так, чтобы остался живой памятник совершающегося сейчас. Я думаю, что не пройдет много времени, как нам станет тесно в этом прекрасном, блестящем зале. Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, скоро мы почувствуем, что под этим огромным куполом уже не умещаются великие звуки «Интернационала». Я думаю, что скоро настанет такой момент, когда на этих скамьях не хватит места делегатам всех республик, объединенных в наш Союз. Поэтому от имени рабочих я бы предложил нашему союзному ЦИКу в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором смогли бы собираться представители труда. В этом здании, в этом дворце, который, по-моему, должен быть выстроен в столице Союза, на самой красивой и лучшей площади, там рабочий и крестьянин должны найти все, что требуется для того, чтобы расширять свой горизонт. Я думаю, что вместе с тем это здание должно являться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе.
О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились».
Завершая выступление, товарищ Киров пояснил, что Дворец нужен для того, чтобы
«пока еще спящий европейский пролетариат при виде этого волшебного дворца рабочих и крестьян почувствовал, что мы пришли всерьез, навсегда, что идеи Советской власти, идеи коммунизма проникли так же глубоко, как сверла бакинских рабочих вонзаются в землю».
Конкурс проектов
Для осуществления предложения Кирова было создано несколько организаций: совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, наделённый законодательной властью, исполнительный орган — управление строительством Дворца Советов (УСДС) во главе с начальником М. В. Крюковым, совещательный орган — временный технический совет (ВТС УСДС), преобразованный в постоянное архитектурно-техническое совещание в следующем составе: В. М. Михайлов, И. А. Бродский, В. А. Веснин, А. А. Вольтер, В. Г. Гельфрейх, А. М. Горький, И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Г. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, М. В. Крюков, Ф. К. Лехт, А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд, К. С. Петров-Водкин, К. С. Станиславский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, К. С. Алабян и другие. Для оценки поступавших проектов утверждалась техническая экспертная комиссия под председательством Кржижановского.

Для выбора итогового проекта был проведён конкурс, требования к зданию дворца были такие — внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Для оценки поступавших проектов утверждалась техническая экспертная комиссия под председательством Кржижановского.
На конкурс было подано 160 проектов и 112 проектных предложений, из них 24 проекта из других стран: США- 11, Германия - 5, Франция - 3. Рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана, но Совет строительства внес в него поправку: 18-метровая статуя «Освобождённый пролетарий», значащаяся в проекте Иофана, особым постановлением «О проекте Дворца Советов» заменялась на скульптуру Ленина величиной 50-75 метров. Таким образом, здание представляло собой уже не отдельное произведение, а постамент для фигуры вождя. Масса статуи Ленина должна была составить 6 тыс. тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.
Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного — известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться «залом сталинской конституции».
Попытка реализации
В программе Всесоюзного открытого конкурса было указано конкретное место возведения этого «архитектурного колосса»:
«Для постройки намечен участок на набережной Москвы-реки в пределах между Соймоновским пер., Волхонкой и ул. Ленивкой с расширением площади путём сноса храма Христа Спасителя, части строений по Волхонке и в пределах квартала по ул. Ленивке».
Любопытно, что по сохранившимся вторым экземплярам 6 протоколов заседаний Технического совета Управления строительства Дворца Советов, проведённых с 25 апреля по 4 июня 1931 года, указанное место рассматривалось в последнюю очередь; среди прочих участниками предлагались Ленинские горы, Охотный ряд, Варварка, Китай-город.
В 1939 году на месте взорванного храма закончили строить фундамент — его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес — порядка 1,5 миллиона тонн. Во время Великой Отечественной часть металлических заготовок со стройплощадки была использована для изготовления противотанковых ежей, использовавшихся при обороне Москвы. В 1958- 1960 годы на основе фундамента Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний бассейн «Москва», который проработал до 1990-х, после его закрытия на этом месте был восстановлен храм.