Categories:

Последний «полет» аэровагона

В результате железнодорожной катастрофы, произошедшей 24 июля 1921 года под городом Серпуховом, погибли делегаты III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов.  

Аэровагон.
Аэровагон.

«Кулибин» из ЧК  

Но сначала про сам чудо-вагон с пропеллером. Изобретателем этого, как бы сейчас сказали, инновационного средства передвижения был 25-летний водитель тамбовской ЧК и, по совместительству, инженер-самоучка Валериан Абаковский.  

Валериан Абаковский
Валериан Абаковский

Первый аэровагон был собран по его чертежам в Тамбовских железнодорожных мастерских весной 1921 года. Изобретатель обещал, что его вагон будет развивать небывалую для того времени скорость - до 140 км/ч. Чтобы достичь таких показателей, его конструкция была максимально облегчена. Чтобы добиться предельной обтекаемости, переднюю часть кабины сделали клиновидной. Для улучшения аэродинамики крышу кабины немного скосили сверху. В движение этот чудо-вагон приводил авиационный двигатель, вращавший деревянный двухлопастный винт диаметром около 3 метров. В перспективе предполагалось использовать аэровагон для экспресс-перевозки ценных государственных документов на линиях, соединяющих Москву с провинцией, а также для служебных поездок высших государственных чиновников.

Уже в июне 1921 года прошли первые испытания опытного образца. Тестовые заезды осуществляли на железнодорожных перегонах в центральных регионах страны. Экспериментальная модель успешно преодолела более 3 тыс. километров при высоких скоростях, после чего было решено устроить публичную демонстрацию.

После успешных испытаний было принято решение прокатить на нем из Москвы в Тулу и обратно делегатов III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов, заседания которых проходили в столице СССР в июле 1921 года.  

Катастрофа на Курской дороге  

«24 июля в 6 час. 35 мин. вечера на Курской дороге, на 104-й версте от неизвестной пока причины сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т.Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т.Фриман Поль (Австралия)», 

- в номере от 26 июля 1921 года лаконично сообщала газета «Правда».  

Как выяснилось позже, делегаты в рекордно короткий срок добрались до Тулы, посетили знаменитые оружейные заводы. Потом их повезли в поселок Щёлково (там располагались предприятия Подмосковного угольного бассейна), где была проведена встреча с шахтерами. Вечером того же дня они выехали обратно в столицу. Крушение произошло в 18:35 неподалеку от города Серпухов: аэровагон сошел с рельсов на скорости 85 км/ч и слетел в кювет. Все погибшие были похоронены в братской могиле у Кремлевской стены.  

Расследование

Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что аэровагон сошел с рельсов из-за неудовлетворительного состояния железнодорожного полотна.

Однако существовала и другая версия происшествия. Так, сын товарища Артема (Федора Сергеева), Артем Сергеев был убежден, что гибель его отца и делегатов могла быть следствием покушения

«Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передовой отряд промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу».  

После гибели Валериана Абаковского работы по созданию аэровагона были признаны бесперспективными. Сына товарища Артема (Артема Федоровича Сергеева) усыновил Сталин, и он вырос в его семье.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded