Ленин в эвакуации
26 июня 1941 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение об эвакуации тела Ленина из Москвы в Тюмень.

Тюмень была выбрана как город малонаселенный, тыловой, в котором не было промышленных и военных объектов. Чтобы тело вождя мирового пролетариата неповрежденным смогло преодолеть расстояние в 1,5 тыс. километров, под руководством директора лаборатории при мавзолее Ленина, профессора Бориса Збарского, возглавлявшего группу медиков-бальзамировщиков, был подготовлен специальный железнодорожный состав, состоявший из паровоза и трёх вагонов. Самый важный вагон был оборудован специальными амортизаторами и установками для поддержания оптимального микроклимата – такого же, как и в самом Мавзолее. Профессор Збарский и члены его команды вместе с семьями тоже отправились в длительную командировку в Сибирь.
Из Москвы спецпоезд выехал 3 июля. Больше всего сопровождавшие саркофаг учёные боялись, что в пути откажут кондиционеры, которые обеспечивали постоянную температуру 16 градусов – лето в тот год было неимоверно жарким, даже в Сибири доходило до 37 градусов в тени. Но техника не подвела. Поезд шёл по «зелёной улице» – все участки пути и станции пустели за несколько часов до прибытия спецсостава. Последние 350 километров от Свердловска до Тюмени особенно тщательно проверяли бригады самых лучших путейцев, которые лично тестировали дорогу на своих дрезинах.
«Саркофаг с телом Ленина к нам (ред. – в Тюмень) привезли 10 июля 1941 года, а увезли в марте 1945-го. И когда воины знаменитого парада 7 ноября 1941 года шли мимо мавзолея сразу на фронт, его там уже не было», - рассказывал в интервью, опубликованном в газете «АиФ», тюменский краевед, историк Александр Петрушин.
Тело вождя перевезли в здание Тюменского сельхозтехникума, которое заранее было обнесено высоким забором, а окна второго этажа, где разместили тело Ильича, заложили кирпичом. Никто, кроме самого узкого круга лиц, облеченных государственным доверием, не знал о том, что находится в здании. У комнаты на втором этаже здания, где установили гроб с телом Ленина, тут же был организован пост почётного караула. При этом точно такой же караул нёс службу на посту №1 и в Москве, поскольку никто не знал, что Мавзолей опустел – просто доступ в него был закрыт на время войны.

Раз в 10 дней профессор Борис Збарский докладывал по телефону лично товарищу Сталину о состоянии тела и обо всех происшествиях на объекте, даже самых незначительных.
В 1942 году профессор с ужасом обнаружил, что методика дала сбои – на кожных покровах появилась черная плесень. Об этом сразу доложили Сталину, тот в свою очередь приказал принять все меры по восстановлению. Чтобы оценить степень сохранности «тела № 1», осенью 1943 года в Тюмень приезжала специальная правительственная комиссия во главе с наркомом здравоохранения СССР Георгием Митеревым.
29 марта 1945 года вышел приказ о транспортировке тела Ильича обратно в столицу, а уже 16 сентября того года мавзолей вновь был открыт для посетителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1945 года за выдающиеся научные достижения, имеющие важное государственное значение, Борису Збарскому присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Сергей ИШКОВ