Category:

История памятника и памятник в истории

Торжественная церемония открытия памятника Феликсу Дзержинскому на бывшей Лубянской площади была приурочена ко Дню чекиста и состоялась при большом стечении народа и присутствии первых лиц государства 20 декабря 1958 года.  

Памятник Феликсу Дзержинскому
Памятник Феликсу Дзержинскому

Памятник в истории  

На торжественной церемонии присутствовали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, член политбюро ЦК КПСС Леонид Брежнев, заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов, секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов и другие руководители советского государства, а также вдова Дзержинского - Софья и его сын Ян.  

11-тонный цельнометаллический монумент (и фигура, и постамент были выполнены из бронзы) был создан по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова. 

За некоторое время до его установки, чтобы проверить, как монумент органично впишется в облик старой московской площади, из листов фанеры был изготовлен силуэтный макет памятника в натуральную величину и примерен на месте. Лишь с помощью такого трудоемкого метода архитектор Григорий Захаров смог уточнить окончательные размеры будущего сооружения.

Возможно, в 1958 году для инициатора установки памятника «железному Феликсу» первого председателя КГБ Ивана Серова (КГБ при Совете Министров СССР был образован согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года) это событие стало символом возвращения в «органы» духа «социалистической законности». Недаром, по рассказам очевидцев, в его кабинете на стене висел листок с принципами, сформулированными Феликсом Дзержинским: 

«Начинай с себя, с требований к себе, с культуры собственной работы. Будь компетентен, принципиален, способен правдиво и честно объяснять свои неудачи, а также до конца отстаивать свои предложения. Не допускай всезнайства. Оно чуждо, как и чванство. Умей учиться у подчиненных. Учись и ищи».  

Возможно, именно они помогали Серову проводить крупномасштабную чистку в «органах» после ареста Берии. 

Первая волна «чистки» завершилась в феврале 1956 года, когда Иван Серов «отчитался» перед ЦК КПСС об увольнении 16 тыс. сотрудников «как не внушавших политического доверия, злостных нарушителей социалистической законности, карьеристов, морально неустойчивых, а также малограмотных и отсталых работников».

Второй этап «очищения» закончился в июне 1957 года, когда из органов уволили еще 2 тыс. сотрудников центрального аппарата «за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки». Из них 48 человек занимали должности начальников отделов и выше.

Незадолго до открытия памятника, 10 декабря 1958 года, Ивана Серова перевели на должность начальника Главного разведывательного управления «в связи с необходимостью…укрепления руководства ГРУ».

История памятника  

Сама Лубянская площадь была переименована в площадь Дзержинского задолго до установки на ней памятника - 21 ноября 1926 года, через 4 месяца после смерти «железного Феликса». 

А в 10-ю годовщину со дня смерти, 9 июля 1936 года, Центральный Исполнительный комитет принял постановление: 

«В связи с 10-летием смерти тов. Феликса Эдмундовича Дзержинского, одного из ближайших соратников Ленина и Сталина, организатора ВЧК ОГПУ и первых крупных побед партии в промышленности и на транспорте, ЦИК постановляет: установить на площади им. Дзержинского в Москве памятник Дзержинскому Ф. Э.»

В 1940-ом был объявлен конкурс на лучший проект монумента. Среди пяти участников самую удачную, по мнению жюри, работу представила Сарра Лебедева. Она чуть ли не единственный скульптор, которому позировал при жизни Дзержинский. Бюст «главного чекиста», созданный Лебедевой в 1925 году, считается лучшим портретным изображением Феликса Эдмундовича и хранится в фондах Третьяковской галереи. 

Бюст «главного чекиста», созданный Лебедевой в 1925 году
Бюст «главного чекиста», созданный Лебедевой в 1925 году

В лебедевском варианте памятника Дзержинский одет в длиннополую шинель, правая рука в кармане, голова чуть опущена...

Второе место получил проект, предложенный Верой Мухиной. Вот как описывала предложенный Мухиной проект Ольга Воронова, ее биограф:  

«Строгость, непреклонность … Эти же черты она подчеркнет в образе Ф. Э. Дзержинского. Критики, утверждавшие, что Дзержинский в ее интерпретации слишком уравновешен и односторонен, были во многом правы. «Железный Феликс» получился у нее действительно железным: сухой, аскетичный, не человек - воплощение долга.
Почему так произошло? Ведь Мухина очень дорожила человеческими чертами характера своих героев. (Совсем недавно, лепя портрет известного летчика-испытателя Владимира Коккинаки, не только подчеркнула, но преувеличила в нем такие свойства, как доброта, сердечность, ласковость, - преувеличила за счет потери чего-то более значительного. «У меня получился милый Коккинаки», - признавалась она.) Не потому ли, что на этот раз она старалась воплотить не столько человека, сколько владеющую им идею, не столько Дзержинского, сколько олицетворение революционного правосудия? «Из жизни мышления, - говорила она, - нельзя выкинуть понятия и представления. Правосудие, сила, мысль, земледелие, плодородие, храбрость и доброта - все эти понятия не образные, но передать их нужно, без них обедняется мысль». На первом месте в этом списке стоит правосудие.
Классический, круглый, легко обтекаемый глазом постамент, немногим больший, чем стоящая на нем фигура. Расчет, почти повторяющий любимый Мухиной памятник Суворову в Ленинграде. Фигура Дзержинского очень реалистична - портретное сходство, красноармейская гимнастерка, сапоги. Но, несмотря на это, в целом композиция символична. В руке Дзержинского зажат меч. Огромный, почти в два его роста, спускающийся не к постаменту - к земле» (О. Воронова кн. в серии ЖЗЛ «Вера Игнатьевна Мухина, гл. X).  
Проект памятника Дзержинскому, предложенный Верой Мухиной
Проект памятника Дзержинскому, предложенный Верой Мухиной

Однако воплотить эти замечательные проекты в жизнь помешала война, а когда через 15 лет вновь вернулись к идее установить памятник «железному Феликсу», это ответственное задание было поручено четырежды лауреату Сталинской премии Евгению Вучетичу.  

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened