Чтобы победить нищету, надо извести нищих
10 декабря 1691 года Петр I подписал Указ о наказании нищих кнутом и ссылке их в Сибирь.
Ужесточения эти объяснялись тем, что
«многие бездельники при совершенном здравии, за леностью своею пускаются на прошение милостыни: «подвязав руки, такожъ и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, и притворным лукавством просят на Христово имя».
«А буде те люди... впредь объявятся... в том же нищенском образе и притворном лукавстве... учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города»,
- предписывалось в Указе, заложившем курс на искоренение в стране традиции нищенства и нищелюбия.
Видимо, в связи с тем, что все эти предписания не всегда точно приводились в исполнение, в 1705 году вышел еще один Указ, детализировавший методы борьбы с этим негативным социальным явлением:
«Нищих, которые являются на Москве, просят милостыню, ловить, и деньги, сколько у них сыщется, брать поимщикам себе, а их приводить в Монастырский приказ и чинить им наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть дает в богадельни; а кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать у них пеню по указу; из этих пенных денег половина идет в Монастырский приказ, а другая ― тому подьячему, который станет таких людей приводить в приказ, и для того послать из Монастырского приказа подьячих с солдатами и приставами по улицам».
Однако из-за того, что борьба велась с самим социальным явлением, а не с причинами, его порождающими, далее аналогичные указы и приказы следовали один за другим, свидетельствуя, с одной стороны, о желании власти в рекордно короткие сроки «подтянуть» убогую российскую действительность к «европейским стандартам», а с другой - о полной ее неспособности добиться этого, не прибегая к репрессивным мерам.
Так, 21 января 1712 года Петр I издает указ «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням и о рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства, с наказанием».
«По миру на Москве мужеска и женска пола и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях по-прежнему и смотреть из Монастырского приказа накрепко, буде где по улицам и по мостам для прошения милостыни нищие явятся, тех ловить и приводить в Монастырский приказ; а в Монастырском приказе, чиня наказание, отсылать в богадельни и в монастыри; а которые ж по миру будут ходить, а в богадельнях они нигде не записаны, и тех ловя, в Монастырском приказе учиняя жестокое наказание, отсылать в прежние места, откуда кто пришел».
Указ от 25 февраля 1718 года велит «неистовых монахов и нищих, которые являются на Москве, приводить в Монастырский приказ, а милостыни отнюдь им не подавать; а если кто похочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню».
В том же году Указ от 20 июня под № 3213 начинался с констатации того факта, что «нищие паки умножились», в связи с чем предписывалось: пойманных в первый раз бить батожьем нещадно; «буде в другой раз будут пойманы, бив на площади кнутом, посылать на каторжную работу, а баб ― в шпингауз, а ребят ― к мастерствам». Воеводам по инструкции, данной им в 1719 году, поручено смотреть за гулящими и увечными людьми.
Указом 1720 г. подтверждено запрещение: по улицам и церквям милостыни не просить и никому не давать. В 1724-ом для борьбы с нищенством решено было провести перепись всех бедных, распределив призреваемых между «праздно живущими» монахами.
При преемниках Петра все дело замерло и только издавалось множество указов о запрещении нищенствования, которые на практике оказывались неэффективными.
P.S.
Так уж получается, что каждая попытка радикально модернизировать Русь приводит к обнищанию населения. Реформы сопровождаются призывами «затянуть пояса» и «держаться», а власть, вместо того чтобы бороться с причинами обнищания населения, предпочитает бороться с самими нищими, вводя налоги на бедность, предлагая безработным самим в обязательном порядке делать взносы в фонд медицинского и социального страхования и т.п. Как говорит один из героев Достоевского: «Бедность - не порок, а нищета – порок-с…». И у А.Н Островского в произведении «Бедность не порок» Любим Карпыч тоже утверждает: «Бедность не порок».