Category:

Из Нахабино с мечтой о Марсе

25 ноября 1933 года с полигона Нахабино взлетела первая советская ракета «ГИРД-X» на жидкостном двигателе. Более мощные ее аналоги по сей день выводят летательные аппараты на околоземную орбиту.  

Запуск ГИРД-Х
Запуск ГИРД-Х

Мечты становятся реальностью  

Честь создания первой советской жидкостной ракеты принадлежит комсомольско-молодежному коллективу «Группы изучения реактивного движения» (ГИРД), созданной в Москве в сентябре 1931 года в системе ОСОАВИАХИМа. А началось всё с того, что 20 июня 1924 года в Москве по инициативе и при участии инженера-конструктора Фридриха Цандера было создано Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС), объединившее энтузиастов ракетной техники и космических полетов. Сам он стал членом Президиума Общества и руководителем секции реактивного движения. Почетным председателем общества был избран Константин Циолковский. «Вперед — на Марс! Скорей — на Марс!», - эти слова Фридриха Цандера, передающие атмосферу энтузиазма того времени, стали девизом Общества. Просуществовало оно до 1925 года.  

Новый импульс начинания «дерзких мечтателей» получили после того, как в 1927 году был создан ОСОАВИАХИМ, одним из направлений деятельности которого стало содействие развитию новых отраслей. В сентябре 1931 года по инициативе Сергея Королева при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСОАВИАХИМ была создана секция реактивных двигателей, которая затем была преобразованная в «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД). Председателем ГИРД был избран сам Цандер, а председателем ее технического совета – Сергей Королев. В качестве «офиса» использовался подвал дома № 19 по ул. Садово-Спасской (доходный дом купца Афремова). В 1932 году при ГИРДе был создан Опытный ракетный завод.  

Мемориальная табличка на доме
Мемориальная табличка на доме

Ракеты, побеждающие пространство

Испытания ракеты «ГИРД-Х» проводились осенью 1933 года. Фридрих Цандер до них не дожил: в марте 1933-го он поехал на отдых в Кисловодск, заразился тифом и умер.  

В новом двигателе, созданном под его руководством, в качестве горючего был использован бензин, в качестве окислителя — жидкий кислород. Он имел тягу 50 кг. Вот как описывает инженер-механик Л.К. Корнеев, непосредственно работавший с Цандером, это событие:

«25 ноября 1933 года ракета была установлена в окрестности Москвы в пусковой станок. Закончились последние приготовления, баки были заполнены горючим и окислителем, задраены люки ракеты. В баках начало нарастать давление. Вот давление в баках поднялось до расчетной величины. Все шло нормально. Наконец прозвучал взволнованный голос: — Контакт!  Мгновенно включилось зажигание. Заработал реактивный двигатель, ракета ГИРД-Х вылетела из пускового станка и, резко набирая скорость, стремительно унеслась ввысь, в ясное голубое небо, прославляя имя крупнейшего советского ученого, пламенного советского патриота, пионера ракетостроения в СССР Фридриха Цандера».

Еще раньше ракеты ГИРД-Х 17 августа 1933 года была испытана в полете первая советская ракета на полужидком топливе, имевшая индекс «09». Общий стартовый вес ее составлял 19 кг, длина — 2,5 м, диаметр — 18 см, тяга двигателя — 52 кг. Однако это был не в полной мере жидкостный двигатель (т.е., не оба компонента топлива - горючее и окислитель - были жидкостями).  

Двигатель ракеты ГИРД-09 работал на топливе смешанного агрегатного состояния: горючим компонентом этого топлива был сгущённый (отверждённый) бензин (желеобразный раствор канифоли в бензине), а окислителем - жидкий кислород.  

Барельеф в Нахабино
Барельеф в Нахабино

В 1966 году на месте старта первых советских ракет был установлен гранитный обелиск с силуэтом ракеты и надписью «На этом месте в 1933 году были запущены первые советские ракеты «09» и «ГИРД-Х», Королев СП., Цандер Ф.А., Тихонравов М.К.», а также копии пускового стана и ракеты».

Обелиск на месте старта первых советских ракет
Обелиск на месте старта первых советских ракет


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened