Из Нахабино с мечтой о Марсе
25 ноября 1933 года с полигона Нахабино взлетела первая советская ракета «ГИРД-X» на жидкостном двигателе. Более мощные ее аналоги по сей день выводят летательные аппараты на околоземную орбиту.
Мечты становятся реальностью
Честь создания первой советской жидкостной ракеты принадлежит комсомольско-молодежному коллективу «Группы изучения реактивного движения» (ГИРД), созданной в Москве в сентябре 1931 года в системе ОСОАВИАХИМа. А началось всё с того, что 20 июня 1924 года в Москве по инициативе и при участии инженера-конструктора Фридриха Цандера было создано Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС), объединившее энтузиастов ракетной техники и космических полетов. Сам он стал членом Президиума Общества и руководителем секции реактивного движения. Почетным председателем общества был избран Константин Циолковский. «Вперед — на Марс! Скорей — на Марс!», - эти слова Фридриха Цандера, передающие атмосферу энтузиазма того времени, стали девизом Общества. Просуществовало оно до 1925 года.
Новый импульс начинания «дерзких мечтателей» получили после того, как в 1927 году был создан ОСОАВИАХИМ, одним из направлений деятельности которого стало содействие развитию новых отраслей. В сентябре 1931 года по инициативе Сергея Королева при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСОАВИАХИМ была создана секция реактивных двигателей, которая затем была преобразованная в «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД). Председателем ГИРД был избран сам Цандер, а председателем ее технического совета – Сергей Королев. В качестве «офиса» использовался подвал дома № 19 по ул. Садово-Спасской (доходный дом купца Афремова). В 1932 году при ГИРДе был создан Опытный ракетный завод.
Ракеты, побеждающие пространство
Испытания ракеты «ГИРД-Х» проводились осенью 1933 года. Фридрих Цандер до них не дожил: в марте 1933-го он поехал на отдых в Кисловодск, заразился тифом и умер.
В новом двигателе, созданном под его руководством, в качестве горючего был использован бензин, в качестве окислителя — жидкий кислород. Он имел тягу 50 кг. Вот как описывает инженер-механик Л.К. Корнеев, непосредственно работавший с Цандером, это событие:
«25 ноября 1933 года ракета была установлена в окрестности Москвы в пусковой станок. Закончились последние приготовления, баки были заполнены горючим и окислителем, задраены люки ракеты. В баках начало нарастать давление. Вот давление в баках поднялось до расчетной величины. Все шло нормально. Наконец прозвучал взволнованный голос: — Контакт! Мгновенно включилось зажигание. Заработал реактивный двигатель, ракета ГИРД-Х вылетела из пускового станка и, резко набирая скорость, стремительно унеслась ввысь, в ясное голубое небо, прославляя имя крупнейшего советского ученого, пламенного советского патриота, пионера ракетостроения в СССР Фридриха Цандера».
Еще раньше ракеты ГИРД-Х 17 августа 1933 года была испытана в полете первая советская ракета на полужидком топливе, имевшая индекс «09». Общий стартовый вес ее составлял 19 кг, длина — 2,5 м, диаметр — 18 см, тяга двигателя — 52 кг. Однако это был не в полной мере жидкостный двигатель (т.е., не оба компонента топлива - горючее и окислитель - были жидкостями).
Двигатель ракеты ГИРД-09 работал на топливе смешанного агрегатного состояния: горючим компонентом этого топлива был сгущённый (отверждённый) бензин (желеобразный раствор канифоли в бензине), а окислителем - жидкий кислород.
В 1966 году на месте старта первых советских ракет был установлен гранитный обелиск с силуэтом ракеты и надписью «На этом месте в 1933 году были запущены первые советские ракеты «09» и «ГИРД-Х», Королев СП., Цандер Ф.А., Тихонравов М.К.», а также копии пускового стана и ракеты».